Махаяна
Махаяна (санскр, большая колесница) - крупнейшее, наряду с хинаяной,
направление буддизма.
Окончательное формирование махаяны относится к первым векам нашей эры и
связано с именами Нагарджуны, Асанги, Ахвагхоши. Расцвет махаяны в Индии
- середина первого тысячелетия нашей эры. Из Индии махаяна распространилась
в северные страны и утвердилась в Китае, Тибете, Непале, Японии, Корее,
Монголии и Южной Сибири, получив название "Северного буддизма".
Развитие махаяны связано с влиянием на буддизм,
с одной стороны, сначала брахманистско-ведийской,
а затем - индуистской
культуры, с другой - влиянием культурных комплексов северных стран. Расцвет
махаяны совпадает с развитием религии и философии индуизма,
в частности, философии Шанкары.
Махаяна является развитием основных концепций хинаяны.
Центральная идея махаяны - совершенное отрицание реальности проявленного
бытия: не только "Я" и мира, но и элементов-дхарм,
из которых они образуются. Существует Вселенная, понятая как целое, где
ничего не возникает и не исчезает, а господствует одна шунья,
универсальная пустота, выражающая состояние отсутствия постоянного независимого
начала во всем, состояние страдания и неценности всего существующего. Этот
абсолют отождествляется с религиозной реальностью махаяны - дхармакаей,
тождественной с нирваной,
утверждается эквивалентность эмпирического бытия и абсолюта, тождество
непроявленного и проявленного бытия, нирваны
и мира, нирваны и сансары,
т.е. имманентность нирваны миру. Отсюда понятие шуньяты оказывается означающим
состояние простоты, отсутствия различий, многообразия эмпирического бытия,
а понятие шуньи
предстает как намек на невыразимость этого состояния простоты.
В этическом отношении особенностью махаяны является подчеркивание активных
моментов в буддийском нравственном идеале доброжелательности; общая доброжелательность
превращается в сострадание (каруна), переходящее в идеале в деятельное
служение; свидетельство этого - появление высшего идеала махаяниста - бодхисаттвы,
отказывающегося от покоя нирваны
во имя помощи в ее достижении другим. Этот нравственный идеал является
практическим выражением идеи общей связанности всех в абсолюте.
Будда
из совершенного человека (в раннем буддизме и хинаяне)
превращается в махаяне в существо сверхъестественное. Развивается понятие
татхагаты, обладающего в отличие от безличного абсолюта праджней и каруной.
В дальнейшем развивается космическая концепция Будды, концепция трех тел
(трикая),
центральное место среди которых принадлежит дхармакае,
символизирующей учение Будды, воплощенное в общности всего существующего.
Доктрина трикаи
появляется в ранней махаяне, особое значение приобретает в поздней махаяне
и в тантризме.
В махаяне (по сравнению с хинаяной)
снижено влияние закона кармы
на человека, так как ему противостоит помощь многочисленных бодхисаттв.
Помощь бодхисаттв может восполнить недостатки человека, отрицательно влияющие
на его карму.
Это дает возможность человеку достичь просветления, не будучи монахом и
ведя обычную жизнь. Поэтому в махаяне человек уже не должен обязательно
вступать в сангху,
которая из монашеской общины превращается в корпус учителей.
Самые значительные философские школы махаяны: Мадхьямика
и Йогачара.
Махаяна дала основание ряду сект. Наиболее известная - Дзен
(в Китае называется Чань),
образовавшаяся в Китае в 5 веке н.э.. В настоящее время очень популярна
в Японии. В 5 веке н.э. в махаяне образовалась Ваджраяна
- направление буддизма, аналогичное индуистическому тантризму - которое
отошло от махаяны и распространилось в Тибете, Китае, Непале, Японии. Позднее
от Ваджраяны под влиянием индуистского
тантризма
отделился ламаизм,
сконцентрировавшийся в Тибете.
Распространяясь по северным странам, махаяна дала начало различным течениям,
смешавшись с даосизмом
в Китае, синтоизмом
в Японии, местными религиями в Тибете, Монголии и Сибири.
Среди основных текстов махаяны, кроме сочинений религиозно-догматического
содержания, посвященных главным образом мифологизированному образу Будды,
тексты философского содержания: Праджнапарамита-сутры, Мадхьямика-карика
Нагарджуны.
Численность приверженцев махаяны на конец XX века - около 140 миллионов человек.