Нирвана

Санскр. - остывание, угасание - одно из центральных понятий индийской философии. Получило особое развитие в буддизме, где означает высшее состояние вообще, конечную цель человеческих стремлений.

Буддийские тексты не дают конкретного определения нирваны, заменяя его многочисленными описаниями и эпитетами, в которых нирвана изображается как противоположное всему, что может быть, и потому как непостижимое и невыразимое. Нирвана может быть представлена как психологическое состояние законченности внутреннего бытия перед лицом бытия внешнего, абсолютной от него отрешенности. Это состояние означает некое слияние интеллекта, чувств, воли, которое предстает как истинное понимание и нравственное совершенство, как абсолютная несвязанность, делающая ненужной внешнюю деятельность. Одновременно это состояние означает не утверждение "Я";, а раскрытие его реального несуществования, так как гармония предполагает установление шуньи. Нирвана предполагает определенный уход от обычных человеческих ценностей и от цели вообще. Поскольку снимается противопоставление жизни и смерти, нельзя сказать, является ли нирвана вечной жизнью или самоуничтожением.

В ходе развития буддизма конкретизовались представления о нирване как об абсолютной реальности. Для хинаяны в этом отношении характерна концепция вайбхашики, согласно которой нирвана в роли абсолютной реальности предстает как некий неподвижный, неизменный в своем роде элемент - дхармадхату. В махаяне нирвана отождествляется с дхармакаей - космическим телом Будды.

Хотя в основе концепции нирваны в буддизме лежит деление на мир обусловленный и необусловленный, особенностью буддийской идеи нирваны является несвязанность ее с идеей трансцендентного бога и утверждение постулата имманентности абсолюта миру. Это отличает буддийскую идею нирваны от брахманистско-индуистской концепции мокши, от идей манихейства, суфизма и христианского мистицизма.