Вайбхашика (Муласарвастивада, Сарвастивада)
Одна из крупнейших школ буддизма тхеравада. Первоначально носила название сарвастивада (от санскритских слов сарва — "всё" и асти — "есть"), что связано с тем, что ее представители учили, что всё (то есть все дхармы, сарва дхарма) реально; все дхармы (прошлые, настоящие и будущие) реальны, и ничего более реального, чем дхармы, нет.
Название Вайбхашика произошло от трактата Махавибхаша ("Великий комментарий"), написанного мыслителем Паршвой (в настоящее время он сохранился только в китайском переводе).
Позднее (в III и IV вв. н.э.) иногда называлась муласарвастивада. Входит в группу школ раннего буддизма Никая. Основана около 237 до н.э.
Основа воззрений вайбхашики - учение о дхармах, ставшее фундаментом хинаяны и принятое буддизмом вообще. Вайбхашика утверждает неизменное постоянное число дхарм, разделяющихся на настоящие, прошлые и будущие, в связи с чем бытие дхарм, их возникновение и исчезновение - это только странствие имеющихся данностей с одной временной ступени на другую. Вайбхашика предполагает многочисленные классификации дхарм, наиболее значимые из них, с точки зрения течения процесса познания - классификации на скандхи, аятаны и дхату.
Нирвана, как абсолютная реальность, представляется в вайбхашике совершенно отделенной от нирваны как психологического состояния и, оказавшись неподвижным, неизменным элементом, означающим безличный материальный остаток, выступает как некая материальная данность - дравья. В данном аспекте под материальным в вайбхашике подразумевается не "телесный", а "непсихический".
По решению 4-го буддийского собора в начале н.э. в Кашмире были составлены комментарии к канону, названные Вибхаша.
Основным источником для изучения вайбхашики служит трактат крупнейшего представителя школы Васубандху Абхидхармакоша.
В современную Вайбхашику входит китайская школа цзюйше-цзун и японская школа куся-сю.