Дхарма

Санскр. - закон, порядок, долг, справедливость, качество, характер, природа.

Одно из важнейших понятий древнеиндийской философии. В самом общем виде - некое установление положительного характера, образец, которому надлежит следовать как норме, вечный закон, моральный по своему содержанию. В более узком смысле - частное нравственное установление (долг, добродетель и т.п.). В пределах этого круга значений дхарма употреблялась в ортодоксальных, то есть признающих авторитет Вед, школах индийской философии, а также в правовой литературе дхарма-шастр.

Особое развитие понятие дхармы получило в буддизме, где оно означает вечные и неизменные элементы существующего, безличного жизненного процесса, своеобразные вспышки психофизической энергии. Психическая и физическая компоненты дхармы соотносительны: один из них возникает только и одновременно с другим, так что появление одного всегда сопровождается явным или непроявленным присутствием другого. Посредством понятия дхармы буддизм отрицает существование какой-либо субстанции и утверждает только бытие процесса. Число дхарм в разных направлениях буддизма определялось по-разному.

Через концепцию дхарм в буддизме создается вся буддистская метафизика, опирающаяся на три основоположения буддизма – учение о всеобщности страдания, учение о преходящести всего сущего и учение об отсутствии Я.

Попытки классификации дхарм осуществлялись еще в раннем буддизме. Дхармы разделялись на обусловленные влиянием кармических сил (санкхата дхамма), подчиняющиеся в своем бытии действию закона пратитьясамутпада, и необусловленные (асанкхатта дхамма), не подверженные этим влияниям, то есть (нирвана). Необусловленные дхармы отождествлялись с абсолютной реальностью, учением Будды и т.п.

Наиболее известная классификация дхарм представлен в Абхидхармакоше Васубандху.

Понятие дхармы считается единственной реальностью в философских школах тхеравады и нереальностью в школах махаяны. В Мадхьямике признавалась их пустотность (нельзя утверждать ни того, что дхармы есть, ни того, что их нет), в Йогачаре отрицалась какая-либо их реальность.

В вайшешике дхарма и адхарма входят в число 24 гун (качеств) и обозначают соответственно достоинство и недостаток.