Йогачара (Виджнянавада, Виджняптиматра, Читтаматра)

Философская школа буддизма махаяны.

Основные идеи Йогачары появились в III веке н.э. и получили отражение в Ланкаватара-сутре. Расцвет школы относится к VI-VIII векам н.э. и совпадает с комментаторской деятельностью Стхирамати и Дхармопалы и творчеством крупных буддийских логиков Дигнаги и Дхармакирти.

Конкретизируя буддийское представление о единственной значимости психического бытия личности и критикуя мадхьямику, йогачара развивает идею исключительной значимости Виджняны.

Одновременно в школе йогачара получила распространение концепция алаявиджняны - своеобразного абсолютного сознания, имеющего природу не универсального, а индивидуального сознания. Согласно Йогачаре, индивидуальные кармические факторы, определяющие восприятие реальности, должны быть индивидуальными для каждого существа.

Йогачара определяет три природы сознания, соответствующие разным уровням:
- Парикалпита или Воображаемая Природа, когда явления неправильно воспринимаются, базируясь на ложных концепциях, возникших вследствие ошибок или отсутствия объективности;
- Паратантра или Зависимая Природа, когда становится понятной взаимозависимость явлений;
- Паринишпанна или Абсолютная Природа, когда явления представлены такими, как они есть, независимо от концепций и воззрений.

Особенностью йогачары является усиленное внимание, придаваемое медитативной йогической практике, рассматриваемой как основное средство достижения освобождения. При этом развиваемая йогачарой буддийская логика, в противоположность реалистической логике брахманизма (ньяе), исследовала не возможность познания мира, а достоверность самого познания - отношения "Я" и мира. В этом отношении очень интересна теория об относительном значении слов.

Йогачаре приписывают высказывание: "Все нереально, но факт сознания нереальности реален". Наибольшее влияние оказала Йогачара на школу Ньингма.

Помимо Индии, Йогачара получила распространение в Восточной Азии, особенно Китае (школы Фасян, Шэлунь, Дилунь), Тибете, Японии (школа Хоссо), Монголии.

Видными представителями школы считаются основатель школы Матрея, а также Асанга, Дигнага, Дхармакирти и Васубандху.