Фасян-цзун (Вэй-ши, Знак дхарм, Школа только сознания)
Школа Йогачара в Китае. Создана монахом Куйцзи в результате реформы школы Шэлунь.
Дала начало школам Хоссо-сю в Японии и Попсан в Корее.
Согласно учению школы Фасян-цзун, проповедническую деятельность Будды Шакьямуни можно разделить на три этапа. На первом этапе Будда освободил своих учеников от привязанностей к собственному "я", открыв им учение о дхармах и теории причинности. Учение этого типа обозначается формулой "я - пусто, дхармы существуют". На втором этапе Будда освободил своих последователей от заблуждения относительно реальности дхарм. Учение этого этапа определяется формулой "я - пусто, дхармы - пусты". Согласно школе Фасян-цзун, доктрины этих этапов использовались Буддой как "уловочное знание" для подготовки к восприятию истинного учения. На третем этапе преодолеваются крайности первых двух учений и открывается срединный путь "не-пустоты и не-существования".
Учение Фасян-цзун о бытии базируется на трактате "Абхидхармакоше" Васубандху. Последователями Фасян-цзун насчитывается сто разновидностей дхарм, сгруппированных по пяти категориям: дхармы, относящиеся к сознанию, которые обуславливают осознание того, что воспринимается пятью органами чувств и того, что представляется; дхармы, связанные с психическими процессами, которые приводят в действие дхармы второй категории и образуют то, что определяется как психические процессы; дхармы, относящиеся к чувственному, которые обуславливают акты чувственных ощущений и объекты этих ощущений, а также телесные движения; дхармы, связанные с непсихическими процессами, которые активизируют все остальные категории дхарм; дхармы, неподверженные бытию, которые обуславливают успокоение дхарм первых четырех категорий, подверженных бытию;
Все виды представлений о бытии сводятся в учении Фасян к трем типам, именуемым "три знака всех дхарм": бытие конституировано всеми разновидностями дхарм; феномены возникают во взаимодействии друг с другом; истинное представление о бытии.
С учением о трех знаках связано учение о трех видах отсутствия собственной природы дхарм. Это отсутствие собственной природы знака, отсутствие собственной природы возникновения и отсутствие собственной природы в высшем значении. Собственная природа толкуется как нечто, характеризующее ту или иную разновидность дхарм, а в третьем случае - как нечто, ограничивающее целостность абсолюта.
Поскольку главную роль в извлечении семян из "сознания-хранилища" играет разум, то главной задачей адепта было установление контроля над его деятельностью. Разум не должен извлекать из алая-виджняны семена и способствовать их поступлению туда.
Школа Фасян-цзун отрицала идеи всеобщности спасения, что привело их к резкой конфронтации с другими буддийскими школами. Школа пришла в упадок в IX веке.