Шэлунь
Школа Йогачара в Китае. Основывала свое учение учение на трактатах Васубандху "Дасабхумика-шастра" ("Ди лунь", "Трактат о ступенях) и Асанги "Махаяна санграха" ("Да чэн шэ лунь", "Сводные сведения о Махаяне").
Основателем учения Шэлунь в Китае считается Парамартха, последователь Йогачары.
Последователи Шэлунь составили к тексту "Сампариграха шастры" многочисленные комментарии, развили отдельные положения учения. Была детально разработана имплицитно присутствующая в шастре концепция девятого сознания. Под ним также, как и в северном направлении ди лунь, понималась амала-виджняна (амолоши) – чистое, незагрязненное сознание, которое содержится в алая-виджняне и является истинной таковостью (бхутататхата, чжэнь жу) природы Будды. Отсюда следовал вывод о наличии природы Будды во всех живых существах и их способности стать буддами.
Поскольку алая-виджняна двойственна, т.е. содержит в себе как чистые, так и омраченные элементы, то она не может считаться подлинным сознанием, сознанием будды. Уничтожение омраченности алая-виджняны приводит к уничтожению самой алаи и проявлению амала-виджняны. Амала-виджняна, в отличие от алая-виджняны лишена двойственности загрязненного и чистого, представляя собой вечное (чан), непорочное (цинцзин), лишенное омрачений (фаньнао) сознание; она – основа святого пути (шэн дао), ведущего в нирвану.
Согласно учению Шэлунь, сознание включает в себя девять составляющих: 1) сознание зрения (янь ши), 2) сознание слуха (эр ши), 3) сознание обоняния (би ши), 4) сознание вкуса (шэ ши), 5) сознание осязания (шэнь ши), 6) рассудок (и ши), 7) обобщающее сознание (адана-виджняна). 8) сознание-сокровищница (алая-виджняна), 9) чистое сознание (амала-виджняна).
В VII в. школа Шэлунь была реформирована монахом Куйцзи, учеником знаменитого буддийского паломника и переводчика Сюаньцзана. Опираясь на комментарии индийского философа Дхармапалы (VI в.) Куйцзи разработал теоретическую основу для школы, получившей название Фасян-цзун.