Тхеравада (Стхавиравада, Хинаяна)
Хинаяна (санскр., малая колесница или узкий путь) - одно из основных, наряду с махаяной, направлений буддизма.
Как оформленное движение возникло в 280-240 гг. до н.э. на северо-востоке Индии и Цейлоне, затем получила широкое распространение во всех азиатских странах. Впоследствии, к 5-6 веку н.э., на севере было вытеснено махаяной и окончательно утвердилоcь в Юго-Восточной Азии: на Цейлоне, в Бирме, Лаосе, Таиланде, получив название южного буддизма и оказав большое влияние на все стороны жизни этих стран. Одновременно в странах хинаяны получил распространение своеобразный политеизм, то есть соединение собственно буддийских черт с брахманизмом, шаманизмом, верой в духов и т.п.
Понятие Хинаяны введено сторонниками махаяны, сами сторонники хинаяны
называют свое течение тхеравада буддизм (учение старейших).
Основой хинаяны является буддийская идея о двух состояниях бытия: проявленном
и непроявленном и, в частности, отождествление проявленного с волнением
дхарм. Особый акцент хинаяны заключается
в том, что "Я"; и мир являются лишь быстропреходящими комбинациями
этих дхарм, подчеркивание нереальности "Я" и мира, духовной и
материальной субстанции и одновременно реальности самих дхарм. Характерной
чертой хинаяны является отрицание души как самостоятельной духовной сущности
(доказательству этого посвящена Милинда-паньха).
В собственно этическом плане характерная для буддизма идея личного совершенствования
принимает в хинаяне форму подчеркнуто независимого развития личности. Идеал
совершенствования личности в хинаяне - архат - достигает совершенства самостоятельно
и как бы мало заботясь о совершенстве других. Будда
в хинаяне - идеал и учитель совершенства, объект подражания и почитания.
Хотя в хинаяне есть элементы обожествления Будды, в целом в ней нет ни
сложного культа, ни сложной религиозной организации; все заменено жизнью
в монашеской общине.
Среди школ хинаяны наиболее значительные: Тхеравада, наиболее близкая
к первоначальному буддизму (в настоящее время это название относится ко
всей хинаяне), Вайбхашика и Саутрантика.
По учению Хинаяны, путь практики в достижении просветления состоит из
следующих ступеней:
Главные источники: Типитака и вся примыкающая к ней палийская литература,
среди которой наиболее значимы комментарии Будхагхоши, особенно Милинда-паньхи
и энциклопедия буддизма Висуддхимагга. Большое значение имеет Абхидхармакоша
Васубандху.
Численность приверженцев хинаяны на конец XX века - более 100 миллионов человек.