Хинду-самая (Индуизм, Хинду-дхарма)
Истоки индуизма берут начало в Хараппской, или Индской цивилизации, существовавшей в III - II тысячелетии до н.э. в долине Инда. Религия этой цивилизации основывалась на почитании божества, имеющего много общего с индуистским богом Шивой.
Примерно с середины II тысячелетии на северо-западе Индостана стали проникать племена Ариев. Их язык позже стал называться ведийским санскритом. Вторжению ариев предшествовала длительная история переселения народов, говоривших на индоевропейских языках.
Арии принесли сложный обряд жертвоприношения - Яджну, во время которого в жертву богам приносилось жареное говяжье мясо и алкогольный напиток Сома.
Арии смешались с местными племенами, называемыми в Ригведе Даса. В результате состав общества усложнился, что привело сначала к варновой, а затем к кастовой системе, которые стали социальной базой индуизма. В новой системе первостепенная роль отводилась брахманам - знатокам Вед и главным исполнителям обрядов.
Брахманизм получил распространение в Индии в 1 тысячелетии до н.э. Во второй половине 1-го тысячелетия до н.э. позиции брахманизма начали слабеть, и он на некоторое время был оттеснен другими религиями, в основном буддизмом и джайнизмом. К концу 1-го тысячелетия до н.э. в Индии сложился комплекс разнородных религиозных представлений, которые не вступали в явное противоречие с Ведами, но больше соответствовали новым условиям жизни.
В начале 1-го тысячелетия н.э. учение брахманизма начинает вновь возрождаться в Индии в форме индуизма. В это время индуизм и буддизм развивались параллельно, причем спор их философий был главной движущей силой этого развития. Индуистская школа Ньяя сформировалась под воздействием буддийской логики, а школа Веданта испытала серьезное воздействие буддийской школы Мадхьямика. Большую роль сыграл буддизм в отказе от кровавых жертвоприношений.
Во время правления династии Гуптов (IV - VI век н.э.) индуизм стал господствующей религией в стране. Буддизм, оказав на индуизм сильное влияние, особенно в теоретической области, был оттеснен за пределы страны, а в XI веке окончательно исчез из Индии. Джайнизмостался одной из индийских религий, но число его приверженцев ничтожно мало.
В VIII - XVIII вв. Индия испытала несколько волн мусульманской экспансии, что некоторым образом отразилось на формировании индуизма, приведя, в частности, к созданию некоторых синтетических учений. К одному из них относится синкретическое учение Дин-и иллахи, созданное императором Акбаром в 1580 г. на общих принципах индуизма, парсизма, джайнизма и суфизма. Мусульманские притеснения вызвали ряд религозных восстаний, таких, как бунт секты сатнами в городе Нарнауле в 1672, мятеж сикхского гуру Тегх Бахадура в 1675, восстание раджпутов в 1679, гражданская война с маратхами в 1680-1707.
Термин "Индуизм" европейского происхождение. В Индии эта религия называется Хинду-самая или Хинду-дхарма.
Индуизм фактически не является единой религией, а представляет собой систему местных индийских верований, религиозных течений и сект, общее число которых превышает 250. Индуизм политеистичен, хотя школа веданта представляет собой пантеистическую религию. Главные божества в индуизме - Брахма, Вишну и Шива, воплощены в тройственном образе Тримурти.
Основой индуистского мировоззрения является учение о трех целях жизни человека: дхарма, артха, кама.
В индуизме существуют два основных направления - вишнуизм и шиваизм. Среди шиваистов выделяются почитатели женского начала - шактисты.
По отношению к Ведам и основным религиозно-философским принципам в Древней Индии все школы делились на Астику и Настику. К Астике относились:
К Настике относились:
В 1828 г. бенгальским аристократом Рам Мохан Роем было основано реформаторское общество "Брахмо самадж", давшее начало неоиндуизму и борьбе за национальное освобождение Индии.
Во второй половине XIX века в индуизме появилось реформистское движение Арья самадж, которое в настоящее время насчитывает большое количество сторонников.
Основные принципы индуизма - представление о карме, дхарме и сансаре. Индуисты имеют свой священные книги - Веды, однако для индуизма характерно отсутствие каких-либо строгих канонов.
Индуизм поддерживает кастовость индийского общества.
Индуизм распространен преимущественно в Индии. Общее число приверженцев индуизма на конец XX века - около 700 миллионов человек.