Йога

Санскр. соединение, участие, порядок, созерцание - одно из шести основных ортодоксальных (брахманских) направлений в индуистской мысли, выработавшей комплекс приемов для достижения особого духовного состояния. Йогическая техника имеет два связанных между собой аспекта - самоограничение в виде аскетизма и вхождение в состояние созерцания, или медитация. Эти аспекты в большей или меньшей степени разделялись всеми направлениями древнеиндийской мысли, за исключением мимансы и чарваки.

В отношении йогической техники Йога образует общий элемент большинства древнеиндийских систем и буддизма. Известно, что Будда практиковал Йогу. Четыре состояния буддийской дхьяны соответствуют четырем ступеням внутренней сосредоточенности в Йоге.

Корни Йоги очень древни. В Ведах содержится идея достижения сверхъестественных способностей путем особой аскетической практики. Ранние упанишады ссылаются на практику Йоги как средство самососредоточения, внутреннего проникновения и обретения истинного знания.

Теорию познания Йога разделяет с Санкхьей. Оригинальным достоянием Йоги является практический путь к освобождению через систематическую тренировку тела и души.

Согласно Йоге (как и Санкхье), свободная душа связана с физическим телом и так называемым тонким телом. "Я" - это чистое сознание, но оно склонно отождествлять себя с модификацией ума (читты). Йога означает освобождение "Я" от этой зависимости. Развивается теория модификаций ума, зависящих от соотношения составных частей ума (читты) - саттва, раджас и тамас - и определяющих пять уровней духовной жизни:

Первые три состояние несовместимы с Йогой, два последние открывают путь к ней, поскольку очищают ум от элемента раджас и дают полностью выявиться элементу саттва.

Йога предусматривает три пути к освобождению в зависимости от особенностей того, кто вступает на этот путь:

Йога разработала систему последовательного очищения и просветления ума (читты):