Йога
Санскр. соединение, участие, порядок, созерцание - одно из шести
основных ортодоксальных (брахманских)
направлений в индуистской мысли, выработавшей комплекс приемов для достижения
особого духовного состояния. Йогическая техника имеет два связанных между
собой аспекта - самоограничение в виде аскетизма и вхождение в состояние
созерцания, или медитация.
Эти аспекты в большей или меньшей степени разделялись всеми направлениями
древнеиндийской мысли, за исключением мимансы
и чарваки.
В отношении йогической техники Йога образует общий элемент большинства
древнеиндийских систем и буддизма.
Известно, что Будда
практиковал Йогу. Четыре состояния буддийской дхьяны
соответствуют четырем ступеням внутренней сосредоточенности в Йоге.
Корни Йоги очень древни. В Ведах
содержится идея достижения сверхъестественных способностей путем особой
аскетической практики. Ранние упанишады
ссылаются на практику Йоги как средство самососредоточения, внутреннего
проникновения и обретения истинного знания.
Теорию познания Йога разделяет с Санкхьей.
Оригинальным достоянием Йоги является практический путь к освобождению
через систематическую тренировку тела и души.
Согласно Йоге (как и Санкхье),
свободная душа связана с физическим телом и так называемым тонким телом.
"Я" - это чистое сознание, но оно склонно отождествлять себя
с модификацией ума (читты). Йога означает
освобождение "Я" от этой зависимости. Развивается теория модификаций
ума, зависящих от соотношения составных частей ума (читты)
- саттва,
раджас и тамас
- и определяющих пять уровней духовной жизни:
- Кшипта - рассеянное состояние, при котором ум блуждает от одного объекта к другому
- Мудха - притупленное состояние ума, например, во сне.
- Викшипта - относительно успокоенное состояние
- Экагра - сосредоточение ума на одном объекте - объекте размышления
- Нироддха - прекращение какой-либо деятельности ума
Первые три состояние несовместимы с Йогой, два последние открывают путь
к ней, поскольку очищают ум от элемента раджас
и дают полностью выявиться элементу саттва.
Йога предусматривает три пути к освобождению в зависимости от особенностей
того, кто вступает на этот путь:
- Джняна-йога (путь познания)
- Бхакти-йога (эмоциональное приобщение к божеству)
- Карма-йога (путь активного действия)
Йога разработала систему последовательного очищения и просветления ума (читты):
- Яма - обуздание
- Нияма - этическая культура, проявляющаяся в выработке нравственных установок
- Асана - выработка устойчивого равновесного положения, дисциплина тела
- Пранаяма - регулирование дыхания
- Пратьяхара - изоляция чувств
- Дхарана - внимание
- Дхьяна - размышление
- Самадхи - сосредоточенность