Санкхья
Санкхья (санскр. - число, перечисление, расчет), одна из шести древне-индийских
ортодоксальных (брахманских) философских школ, признающих авторитет Вед.
Вместе с тем санкхья основана не на тексте Вед непосредственно, а на независимом
опыте и размышлении. В этом аспекте санкхья объединяется с ньяей,
вайшешикой и йогой и
противостоит веданте и мимансе.
Основателем санкхьи по традиции считается Капила,
однако ни его сочинения, ни его учеников (Асури, Панчашикха, Гаргья, Улука)
до нас не дошли. Древнейший из сохранившихся источников санкхья - Санкхья-карика
Ишваракришны. Из других текстов наиболее авторитетны Санкхья-карика-бхашья
Гаудапады, Таттвакаумуди Вачаспати и Санкхья-сара Виджнянабхикшу.
Исходный пункт метафизики санкхья - учение о наличии следствия в причине.
Следствие и причина понимаются как два состояния (выявленное и невыявленное)
одной и той же субстанции. Это приводит санкхья к поиску первопричин, не
связанных непременно с богом, и к теории эволюции - инволюции в объяснении
мира. Вместе с тем в отличие от адвайта-веданты,
последователи санкхья говорят о реальном превращении причины в следствие.
Санкхья исходит из признания двух первичных реальностей - пракрити
(материальная первопричина) и пуруша ("Я",
дух, сознание). При соприкосновении пуруши с пракрити исконное равновесие
гун нарушается; в недрах пракрити
начинается волнение, гуны дифференцируются с тем,
чтобы, соединяясь в разных комбинациях и пропорциях, образовать весь мир
объектов.
Первый продукт развития - махат, то есть великое, основа всего материального.
Он же - буддхи, тонкая субстанция всех умственных
процессов, интелелкт, сознающий различие объекта и субъекта. Из махата
возникает второй продукт эволюции аханкара ("Я"). В зависимости
от преобладания той или иной гуны или аханкары возникают
пять органов восприятия, пять органов действия, манас,
пять тонких элементов (танматры, т.е. потенции звука, осязания, цвета,
вкуса и запаха), из которых в свою очередь возникают пять материальных
элементов - акаша (эфир), воздух, огонь, вода, земля. Все эти начала образуют
сложную цепь, в которой пракрити - причина всего, кроме пуруши; махат,
аханкара и танматры - следствия одних начал и причина других; чувства и
материальные элементы - только следствия.
Особое место в процессе эволюции занимает джива - "Я";, предполагающее связь чувств с определенным телом и потому подверженное страданиям, лежащим в основе всякого телесного бытия. Освобождение от страданий достигается через возвращение к собственному "Я" из его видимого смешения с "не-Я"; (тело, чувства, ум), осознание их нетождественности, разъединение пуруши и пракрити, приводящее к прекращению эволюционной игры, к выходу из сансары. "Я" становится бесстрастным по отношению к внешнему миру и, следовательно,
свободным.
Теория познания санкхьи признает три независимых источника достоверного
познания: восприятие с помошью чувств, логическое умозаключение и свидетельство
авторитетов. Санкхьи в целом свойственно убеждение в недоказуемости бытия
бога: бог как первопричина и первотворец только дублировал бы пракрити.
Существуют, однако, и теистические интерпретации санкхьи, в которых бог
рассматривается как совершенный дух, соприсутствующий миру и побуждающий
метарию творить.
Санкхья оказала значительное влияние на другие философские системы.
Йога заимствовала из санкхьи метафизику и теорию
познания. Много общего у санкхьи с буддизмом:
учение о страдании и освобождении, цепи причин и следствий, отрицание крайнего
аскетизма и др.