Санкхья

Санкхья (санскр. - число, перечисление, расчет), одна из шести древне-индийских ортодоксальных (брахманских) философских школ, признающих авторитет Вед. Вместе с тем санкхья основана не на тексте Вед непосредственно, а на независимом опыте и размышлении. В этом аспекте санкхья объединяется с ньяей, вайшешикой и йогой и противостоит веданте и мимансе. Основателем санкхьи по традиции считается Капила, однако ни его сочинения, ни его учеников (Асури, Панчашикха, Гаргья, Улука) до нас не дошли. Древнейший из сохранившихся источников санкхья - Санкхья-карика Ишваракришны. Из других текстов наиболее авторитетны Санкхья-карика-бхашья Гаудапады, Таттвакаумуди Вачаспати и Санкхья-сара Виджнянабхикшу.

Исходный пункт метафизики санкхья - учение о наличии следствия в причине. Следствие и причина понимаются как два состояния (выявленное и невыявленное) одной и той же субстанции. Это приводит санкхья к поиску первопричин, не связанных непременно с богом, и к теории эволюции - инволюции в объяснении мира. Вместе с тем в отличие от адвайта-веданты, последователи санкхья говорят о реальном превращении причины в следствие. Санкхья исходит из признания двух первичных реальностей - пракрити (материальная первопричина) и пуруша ("Я", дух, сознание). При соприкосновении пуруши с пракрити исконное равновесие гун нарушается; в недрах пракрити начинается волнение, гуны дифференцируются с тем, чтобы, соединяясь в разных комбинациях и пропорциях, образовать весь мир объектов.

Первый продукт развития - махат, то есть великое, основа всего материального. Он же - буддхи, тонкая субстанция всех умственных процессов, интелелкт, сознающий различие объекта и субъекта. Из махата возникает второй продукт эволюции аханкара ("Я"). В зависимости от преобладания той или иной гуны или аханкары возникают пять органов восприятия, пять органов действия, манас, пять тонких элементов (танматры, т.е. потенции звука, осязания, цвета, вкуса и запаха), из которых в свою очередь возникают пять материальных элементов - акаша (эфир), воздух, огонь, вода, земля. Все эти начала образуют сложную цепь, в которой пракрити - причина всего, кроме пуруши; махат, аханкара и танматры - следствия одних начал и причина других; чувства и материальные элементы - только следствия.

Особое место в процессе эволюции занимает джива - "Я";, предполагающее связь чувств с определенным телом и потому подверженное страданиям, лежащим в основе всякого телесного бытия. Освобождение от страданий достигается через возвращение к собственному "Я" из его видимого смешения с "не-Я"; (тело, чувства, ум), осознание их нетождественности, разъединение пуруши и пракрити, приводящее к прекращению эволюционной игры, к выходу из сансары. "Я" становится бесстрастным по отношению к внешнему миру и, следовательно, свободным.

Теория познания санкхьи признает три независимых источника достоверного познания: восприятие с помошью чувств, логическое умозаключение и свидетельство авторитетов. Санкхьи в целом свойственно убеждение в недоказуемости бытия бога: бог как первопричина и первотворец только дублировал бы пракрити. Существуют, однако, и теистические интерпретации санкхьи, в которых бог рассматривается как совершенный дух, соприсутствующий миру и побуждающий метарию творить.

Санкхья оказала значительное влияние на другие философские системы. Йога заимствовала из санкхьи метафизику и теорию познания. Много общего у санкхьи с буддизмом: учение о страдании и освобождении, цепи причин и следствий, отрицание крайнего аскетизма и др.