Манас
Одно их основных понятий древне-индийской философии - ум в самом широком смысле этого слова, включающий все ментальные проявления. Манас, в отличие от атмана и пуруши, принадлежит телу и, как правило, гибнет с гибелью тела.
В различных учениях наблюдаются опредеделенные расхождения в толковании термина Манас. В ньяя манас - тонкая неделимая и вечная субстанция, которая служит инструментом восприятия психических явлений. В вайшешике манас - последний, девятый вид субстанций, неощутимое начало, существование которого выводится на основании логических рассуждений. В санкхье манас - центральный орган, руководящий действием органов познания и органов действия. В йоге манас, вместе с эмпирическим "Я" и интеллектом составляет тонкое тело, с которым связана душа. В джайнизме манас является соединением атомов и потому материален. В буддизме манас нематериален и вместе с материальным телом и сознанием образует систему, условно называемую человеком. В йогачаре манас реален, состоит из потока идей и выступает как единственная реальность, в отличие от объектов внешнего мира, которые являются образами, рожденными манасом. Вайбхашика и саутрантика признают реальность манаса анряду с реальностью внешних объектов.