Джайнизм
Джайнизм - одна из наиболее известных религий Индии. Обычно считается, что джайнизм возник в VI веке до н.э., однако есть основания полагать, что корни этой религии древнее.
Джайнизм возник на северо-востоке Индии, в областях добрахманистско-ведийской
культуры, а затем распространился по всей Индии, никогда не выходя за ее
пределы.
Название религии происходит от имени пророка Джины,
(известного также как Вардхамана и Махавира) почитаемого в качестве основателя
религии. В основу философии джайнизма легла Триратна - учение Джины, состоящее из трех "правильных" основ бытия: правильного видения, правильного знания и правильного поведения.
Первым систематизатором джайнизма является Умашвати.
В джайнизме четко прослеживается конфликт с кастовой системой, связанной
с брахманизмом. По джайнизму, достичь
спасения может каждый человек, независимо от сословия и кастовой принадлежности.
Джайнизм, как и одинаковый с ним по направленности буддизм,
в центр своей доктрины поставил проблему бытия личности. В отличие от буддизма,
джайнизм отличает меньшая внутренняя цельность, более тесная связь с отвергаемым
брахманизмом, обусловившая в нем присутствие
черт догматизма и ритуализма.
В основе джайнизма лежит утверждение определяющего значения двух вечных,
несотворенных и неразрушимых субстанций (таттв):
дживы и адживы,
выступающей в качестве пудгалы, акаши,
времени, дхармы и адхармы.
В зависимости от степени связанности с адживой, джива,
определяющая процесс взаимодействия между сущностями, предстает в двух
формах бытия: совершенном и несовершенном. В состоянии несовершенного бытия
джива, находясь в соединении с материей,
теряет свои потенциальные качества и повергается в состояние страдания;
в состоянии совершенного бытия, освобождаясь от материи и оказавшись способной
управлять своим бытием, джива переходит
в состояние блаженства - состояние нирваны
или мокши.
Джайнизм исходит из идеи реинкарнации дживы в любой одухотворенной среде. Реинкарнация происходит под влиянием кармического тела, появившегося в результате предыдущих реинкарнаций. Достигший озарения джайн стремится замедлить этот процесс посредством постоянного воздействия (самвара), что предполагает постоянное соблюдение ряда духовных, словесных и физических запретов.
Соответственно двум видам бытия дживы
джайнизм признает познание несовершенное - непосредственное и опосредованное,
и совершенное - интуитивное, доступное только освобожденному от уз материи.
Решающую роль в переходе бытия из несовершенного состояния в совершенное
играет этическое воспитание личности. В отличие от буддизма
джайнизм настаивает на обязательности жестких нравственных норм. Следствием
этого является подчеркнутое различие между религиозной и светской моралью.
Джайнский священнослужитель обязан исполнять пять Великих махаврат (зароков): не убивать, не лгать, не воровать, не иметь сексуальных отношений, не собирать ценности бренного мира.
Характерной особенностью джайнизма является тщательная разработка правил
и внешних форм аскетического поведения и требование строжайшего их соблюдения,
в частности, принципа ахинсы. Соблюдение
этого принципа ограничивает приверженцев джайнизма в основном торговыми
и ремесленными кругами.
В отличие от брахманизма, джайнизм
дуалистичен. В основе этого дуализма лежит одновременно отрицание (как
в буддизме) неизменного начала и признание
(как в брахманизме) этого начала. В результате
это приводит к признанию диалектичности существующей реальности, ее способности
делаться разумной, поскольку движущей причиной этого превращения признана
нравственная активность человеческой личности, что подчеркивается крайним
аскетизмом. В конечном итоге джайнизм, как и буддизм,
утверждает имманентность божественного человеку при признании равенства
всего существующего.
Этический дуализм джайнизма не только разрешает, но и рекомендует самоубийство посредством поста (саллекхана). При этом пренебрежение к собственной жизни уравновешивается с трогательной заботой по отношению к другим живым существам. Джайны практикуют строжайшее вегетарианство, вплоть до стерилизации воды.
Признавая в целом адекватность познания предмету, джайнизм одновременно
утверждает относительность познания, возможность множества точек зрения,
с помошью которых может рассматриваться реальность. С этим связан метод
джайнизма - сьядвада.
В соответствии с легендой, в конце жизни Джина передал управление сообществом джайнов одиннадцати ученикам-ганадхарам, во главе которых стоял Гаутама Индрабхути. В 79 г. н.э. сообщество джайнов раскололось на сторонников либеральной (шветамбары) и консервативной (дигамбары) традиции.
С места своего зарождения (северо-восток Индии, Магадха, нынешний Бихар) джайнизм распространился на юг и восток Индии. На конец XX века количество приверженцев джайнизма - около 3 миллионов человек. Современное движение джайнизма является воплощением интеллектуальности и экономической грамотности, что обеспечивает ему заметное место в экономической и социальной жизни Индии.
Объектом почитания джайнов являются Джина и 24 пророка.
Ядром литературы джайнизма является канон
шветамбаров, составленный в конце IV века до
н.э. и приобретший окончательную форму в X - XI века н.э. Более ортодоксальные
дигамбары признают аутентичными только древнейшие
части этого канона.
Общее количество приверженцев джайнизма на конец XX века - около 3 миллионов человек.