Буддхи
Санскр. от будх - бодрствовать, пробуждать, познавать. В индийской философии общее обозначение познавательных способностей. При помощи буддхи древнеиндийская мысль пыталась связать духовный и материальный аспекты существования.
Наиболее подробно теория буддхи разработана в школе санкхья,
где буддхи соединяет космологический и познавательный аспект Вселенной.
В понятиях санкхья, после соприкосновения первичной материи пракрити
с "Я"-пурушей возникает махат - первый продукт эволюции, в психологическом плане выступающий как буддхи.
Когда в пракрити преобладает светлая гуна саттва,
буддхи выявляет как самого себя, так и мир объектов, характеризуясь добродетелью, отрешенностью, познанием.
При преобладании гуны тамаса буддхи характеризуется несовершенством, пороком,
привязанностью, неведением. Буддхи доставляет пуруше результаты чувственного восприятия и извлекает для
него из всей сферы опыта удовольствие. Тем самым буддхи становится формой пуруши
и представляется разумным, хотя у буддхи как порождения пракрити
вообще нет сознания.
В санкхье буддхи трактуется и как вечный и как не вечный;
как проявляющий свои функции и как не проявляющий их. Буддхи не может быть воспринят самим
собой, так как сознание не воспринимается сознанием и, следовательно, не может выступать
как собственный объект: буддхи воспринимается только через "Я".
В веданте буддхи наряду с манасом, читтой и аханкарой - один из аспектов единого внутреннего органа.
Буддхи получил дальнейшее развитие в буддизме, где понятие буддхи
обозначает просветление, обретение высшего знания, обладателем которого является Будда.