Буддхи

Санскр. от будх - бодрствовать, пробуждать, познавать. В индийской философии общее обозначение познавательных способностей. При помощи буддхи древнеиндийская мысль пыталась связать духовный и материальный аспекты существования.

Наиболее подробно теория буддхи разработана в школе санкхья, где буддхи соединяет космологический и познавательный аспект Вселенной. В понятиях санкхья, после соприкосновения первичной материи пракрити с "Я"-пурушей возникает махат - первый продукт эволюции, в психологическом плане выступающий как буддхи. Когда в пракрити преобладает светлая гуна саттва, буддхи выявляет как самого себя, так и мир объектов, характеризуясь добродетелью, отрешенностью, познанием. При преобладании гуны тамаса буддхи характеризуется несовершенством, пороком, привязанностью, неведением. Буддхи доставляет пуруше результаты чувственного восприятия и извлекает для него из всей сферы опыта удовольствие. Тем самым буддхи становится формой пуруши и представляется разумным, хотя у буддхи как порождения пракрити вообще нет сознания.

В санкхье буддхи трактуется и как вечный и как не вечный; как проявляющий свои функции и как не проявляющий их. Буддхи не может быть воспринят самим собой, так как сознание не воспринимается сознанием и, следовательно, не может выступать как собственный объект: буддхи воспринимается только через "Я".

В веданте буддхи наряду с манасом, читтой и аханкарой - один из аспектов единого внутреннего органа.

Буддхи получил дальнейшее развитие в буддизме, где понятие буддхи обозначает просветление, обретение высшего знания, обладателем которого является Будда.