Чань
Чань - школа буддизма махаяны,
сформировавшаяся в Китае на рубеже V - VI века н.э. Первым китайским патриархом
Чань считается миссионар Бодхидхарма.
Название школы происходит от сокращенного варианта китайской транскрипции
санскритского слова дхьяна (кит. чань-на).
Как самостоятельная система Чань сложилась при 6-м патриархе Хой-нэне
(637-713 г. н.э.). Чань заимствовала из традиционной буддийской йоги
методы пассивной медитации, а из даосизма
- методы активной, динамической медитации. Некоторое влияние на Чань оказал
тантризм.
Религиозно-философское учение Чань сложилось на основе воззрений мадхьямики
и йогачары, переосмысленных в духе трактатов
раннего даосизма и комментариев представителей
неодаосизма. Основные принципы теории
и практики Чань:
- Недоверие к слову и тексту как форме передачи высшей истины
- Недоверие к дискуссионно-логическому мышлению как способу постижения высшей истины
- Возможность достичь просветления и освобождения без длительного восхождения по пути самосовершенствования
- Спонтанное постижение высшей истины путем интуитивного озарения
- Возможность достижения совершенства в процессе жизнедеятельности
- Преодоление привязанности к духовным авторитетам и догмам
- Отказ от подражания и обретение внутренней свободы
- Снятие всех противоположностей типа "время-вечность", "субъект-объект",
"жизнь-смерть", "истина-ложь", "добро-зло"
В Чань высоко ценились разные виды практической деятельности, которые
рассматривались как своеобразные формы йоги:
физический труд, художественное творчество, поэзия, борьба, фехтование.
С VII века н.э. Чань появился в Японии в виде секты Дзен.