Теософия (Теософское общество)

Синкретическое религиозно-мистическое учение, основанное русской писательницей Е.П.Блаватской.

Учение сложилось под влиянием религиозных и философских концепций брахманизма, индуизма и буддизма, а также оккультизма и элементов гностицизма. Игнорируя исторические формы религии, теософия пыталась объединить различные вероисповедания через поиск тождественности сокровенного смысла всех религиозных символов и создать на этой основе универсальную религию, не связанную определенной догматикой.

В 1875 г. Е.П.Блаватская, разочаровавшись в спиритуализме, совместно с Г.Олкоттом основала в Нью-Йорке Теософское общество (под председательством Г.Олкотта), проводившее в жизнь идеи учения (точная дата основаноя - 17 ноября 1875 г.). Создание общества было спровоцировано Блаватской, которая весной 1875 г. отправила полковнику Олкотту письмо якобы от Туитита Бея из некоего Братства Луксора, в котором Олкотту предлагалось стать учеником Бея. Впоследствии эта технология воздействия на мистически настроенных людей была в совершенстве отточена Блаватской и использовалась ей до самой смерти. Официальной датой создания Теософского общества считается 13 сентября 1875 г.

По утверждению основателей теософии, происхождение термина "теософия" восходит к школе неоплатоников, а ранние элементы теософии сложились в Древней Индии. На самом деле название течения и общества было выбрано случайно. На втором после организационного собрании общества встал вопрос о его наименовании. Блаватская, Олкотт, Фельт, Джадж выбирали между "Египтологическим", "Герметическим", "Розенкрейцерским", пока кто-то, случайно перелистывая словарь, не наткнулся на слово "теософия", которое удовлетворило всех присутствующих.

Согласно теософии, конечная цель человека - достижение оккультного знания, хранимого некими "тайными учителями", и приобретение сверхъестественных способностей. Эта цель осуществляется благодаря наличию эзотерической традиции немногочисленных посвященных (мастеров, или тайных учителей). На основе азиатских священных текстов, мифологии масонов, тамплиеров и мистификаций о розенкрейцерах Е.Блаватская создала образ некоего фантастического Гималайского братства Учителей, которые избрали ее, чтобы передать миру тайное учение. Вся последующая деятельность Блаватской, включая все ее перемещения по миру, объясняются указаниями этих "учителей".

В число "тайных учителей" теософы включают выдуманных (Учитель Мория, Кут Хуми, воплощавшийся Пифагором, Илларион, Серапис, Венецианский Учитель, Двай Хул), мифических (Будда, Махагоян, Ману, Майтрейя, Христос) и исторических личностей (Кун-цзы, Соломон, Лао-цзы, Беме, Роджер Бэкон, Френсис Бэкон, Калиостро, Месмер, Авраам, Моисей, Платон, принц Ракоцци, воплощавшийся Роджером и Френсисом Бэконом). Во главе иерархии "тайных учителей" стоит некий Владыка мира, который живет в скрытой от посторонних глаз стране Шамбале в пустыне Гоби.

Причина, по которой "тайные учителя" работают в обстановке таинственности, заключается в том, что люди, будучи подвержены неким "темным силам", как правило, не верят посредникам "учителей" и подвергают их гонениям. Сущность же работы "тайных учителей" заключается в руководстве судьбами Вселенной и охраны ее от влияния "темных сил".

Теософия базируется на идее существования некой Тайной универсальной доктрины, целью изучения которой и считает свое существование. Эта доктрина основывается на предпосылке, что базовые истины и ценности универсальны во всей Вселенной и все религии являются разновидностями этого универсального знания.

Деятельность общества быстро распространилась на многие страны Европы и Америки. В ряды общества влилось большое количество людей, интересовавшихся астрологией и оккультизмом и не объединеных до этого в организацию. В этот же период вокруг общества возникли первые скандалы, связанные с разоблачением мистификаций Блаватской и обвинением ее в шарлатанстве.

В 1878 г. Теософское общество вступило в тесный контакт с Арья Самадж и заявило, что теософия помогает установить единое братство всех людей, равенство всех рас и народов, всех религий и вероисповеданий.

В 1879 г. центральное отделение общества было перенесено в Индию, в 1882 г. - в предместье Мадраса. Во многом этот переезд объяснялся возникшими финансовыми трудностями Нью-йоркского общества и стремлением Олкотта к инвестициям в колониальную экономику. В Индии Теософское общество начало издавать журнал "Теософ".

Посетив Цейлон, Олкотт и Блаватская встали на сторону цейлонских буддистов-мятежников, чем существенно осложнили свои отношения с колониальными властями, и без того подозревавшими Блаватскую в шпионаже в пользу России. Деятельность Теософского общества на Цейлоне была поддержана местной буддистской общественностью и получила широкий размах, преимущественно в деле организации буддистских школ. К моменту национализации образования на Цейлоне в 1960 г. к Теософскому обществу относилось 400 школ.

В 1883 г. вокруг Теософского общества разразился очередной скандал. Американский медиум Генри Киддл обнаружил, что письма, якобы полученные Блаватской от учителя Кут Хуми и опубликованные в книге А.П.Синнетта "Оккультный мир", слово в слово повторяют речи самого Киддла.

В конце 1883 г. в Лондонской ложе Теософского общества произошло скандальное разбирательство между президентом ложи Анной Кингсфорд и писателем, членом ложи А.П.Синнеттом по поводу книги Синнетта "Эзотерический буддизм", в которой теософия была изложена в качестве синонима к авторской интерпретации буддизма. Разбирательство вылилось в серьезный теоретический конфликт, обнаживший одну из основных проблем Теософского общества - отсутствие четких догматических основ. В результате конфликта Анна Кингсфорд вышла из Теософского общества и основала собственное Герметическое общество.

В 1884 г. Теософское общество пережило еще один скандал. Индийские приверженцы Теософского общества, супруги Эмма и Алексис Куломб, работавшие в штаб-квартире общества, стали доверенными лицами Блаватской. После нескольких попыток Эмму Куломб вытянуть деньги у богатых неофитов общества Блаватская пригрозила ей наказанием. В ответ на это Эмма Куломб начала шантажировать руководство Теософского общества, угрожая разоблачением махинаций Блаватской и требуя от них денег. В подтверждение своих угроз она продемонстрировала механизм фокусов, проделываемых Блаватской: раздвижные стенные и потолочные панели, движущиеся куклы и т.д. Скандал закончился дракой между Эммой Куломб и Лэйном Фоксом, супруги Куломб были изгнаны их Теософского общества, и Эмма Куломб продала подборку "тайных писем" Блаватской ее злейшему врагу - ректору Христианского колледжа в Мадрасе Паттерсону.

В этом же году в Адьяр прибыли представители Общества психических исследований с целью проверки утверждения о проис-ходящих "психических явлениях" в рамках Теософского общества. Их заключение оказалось крайне негативным, что привело к значительному напряжению отношений внутри руководства Теософского общества.

К 1885 г. в Теософском обществе была зарегистрирована 121 ложа, из них 106 находилось в Индии, Бирме и на Цейлоне. Астрологи, входившие в состав общества, под руководством Алана Лео создали в Лондоне Астрологическую ложу Теософского общества, которая к концу XX в. стала одной из самых уважаемых астрологических организаций.

С конца 1885 г. в Теософском обществе, в связи с неопределенностью целей общества, недостатками административного управления и конфликтами между Блаватской и Олкоттом, наметилась тенденция преобразования лож в независимые национальные филиалы с собственным правлением. Негативное влияние на существование Теософского общества оказывало то, что оно начало привлекать к себе массу невротических и психически ненормальных личностей, которые создавали вокруг общества истеричную и скандальную атмосферу. В декабре 1885 г. в штаб-квартиру Теософского общества стали поступать сотни писем с отказом от членства. Начались и финансовые трудности.

После смерти Блаватской в мае 1891 г. в Теософском обществе началась жестокая борьба за власть между Олкоттом и его бывшим помощником Уильямом Джаджем. Эта борьба, при активном участии Анни Безант, продолжалась с переменным успехом до 1894 г. В 1895 г. Джадж отделил Американский филиал Теософского общества в самостоятельную организацию, назвав ее Американским теософским обществом.

В 1893 г. во Франции была создана дочерняя организация Теософского общества - "Масонский орден".

В январе 1906 г. заместитель секретаря Европейского филиала Теософского общества, друг Анни Безант, Чарльз Ледбитер, был обвинен в сексуальных домогательствах к своим несовершеннолетним ученикам. Скандал привел к отставке Ледбитера и падению авторитета Теософского общества в Европе. В это же время Г.Олкотт, чувствуя ухудшение самочувствия, назначил своей преемницей на посту президента Теософского общества Анни Безант, что вызвало недовольство среди других кандидатов на этот пост, в частности, писателя А.П.Синнетта, так как по уставу общества Олкотт не имел права назначать преемника, а мог лишь назвать кандидата.

После смерти Олкотта в 1907 г. большинством голосов (10 тысяч из 13 тысяч приверженцев Теософского общества) президентом общества была выбрана Анни Безант. Анни Безант восстановила Ледбитера в рядах общества, что привело к очередному скандалу. В знак протеста против этого решения Сиднейская ложа в полном составы вышла из Теософского общества.

Став президентом, Анни Безант поставила перед Теософским обществом задачу стать крупнейшим религиозным и социальным движением в мире. За период деятельности Безант на посту президента общества она создала и активно поддерживала ряд дочерних и родственных обществ: "Теософский Комитет служения", "Сыны Индии", "Дочери Индии", "Комитет Теософской деятельности", "Комитет помощи нуждающимся индийским студентам", "Храм Розы и Креста", "теософский орден Санньясис", "Подготовительная лига целителей", "Лига св.Христофора", "Слуги слепых", "Лига современной мысли", "Орден мира во всем мире", "Братство искусств", "Молитвенная лига", "Искупительная лига", "Лига исследования человека", а также Теософский банк в Финляндии (в то время территория Российском империи).

Безант и Ледбитер ощущали необходимость в оживлении и освежении деятельности общества. С этой целью Ледбитер объявил, что для возвещения начала новой эры ожидается появление господа Майтрейи на Земле в образе нового мессии - Учителя Мира. На роль мессии Ледбитер начал спешно подыскивать соответствующую кандидатуру среди своих учеников. Такими кандидатами стали Кришнамурти и Хьюберт ван Хук.

В 1908 г. деятельность Теософского общества была разрешена в России, где оно было активно поддержано известным русским мистиком Петром Успенским.

В 1910 г. в Бенаресе Безант основала "Группу Желтой шали", а в ее составе - "Пурпурный орден". Руководителем обеих организаций был назначен Кришнамурти. В 1911 г. был основан "Орден Восходящего Солнца" (впоследствии переименован в "Орден Звезды Востока"). Популярность Кришнамурти увеличила число приверженцев Теософского общества до 16 тысяч в 1911 г. и до 36 тысяч - в 1920.

Благодаря деятельности Анни Безант, Теософское общество постепенно превратилось из научного-философского в своеобразное театрализованное шоу, с сложными ритуалами, эффектными костюмами и украшениями. В 1910 г. в обществе произошел раскол, вызванный конфликтом между руководителем немецкой ложи Теософского общества Р.Штейнером и сторонниками Анни Безант по вопросу о мессианской роли Кришнамурти, и из теософии выделилась антропософия.

В 1913 г. по причине систематических склок между руководством Теософского общества и под влиянием Р.Штейнера от общества откололся немецкий филиал.

В 1916 г. благодаря активной деятельности члена Теософского общества Джеймса Уэджвуда произошел раскол в Старокатолической церкви, куда в это время входил Уэджвуд. Из Старокатолической церкви выделилась Либеральная католическая церковь, обхединившая догматику старокатоликов и теософов.

По окончании I Мировой войны, в обстановке духовного голода, разочарований в традиционных ценностях и кризисе европейской культуры, число приверженцев Теософского общества росло быстрыми темпами.

В конце 1925 г. от Теософского общества откололся весь Чешский филиал, уставший наблюдать за распрями в руководстве общества.

В 1928 г. число членов общества достигло 45 тысяч человек.

С приходом к власти германских нацистов филиалы Теософского общества в Германии и оккупированных ей территориях были уничтожены.

После Второй мировой войны основная деятельность Теософского общества сконцентрировалась на проповеднической и учебной деятельности. Активизация многочисленных сект оккультной ориентации практически нивелировало исключительное значение Теософского общества.