Антропософия

Синкретическое оккультно-мистическое учение о человеке как носителе тайных духовных сил. Откололось в 1907 г. от теософии и к 1910 г. было развито Р.Штейнером в стремлении превратить теософию в экспериментальную науку, ставящую своей целью раскрытие скрытых способностей человека с помощью системы специальных упражнений.

Традиционные учения оккультизма, античных мистерий и христианства объединены в антропософии с элементами естествознания и идеалистической философии. Для антропософии характерны утопические идеи, в частности, о преодолении бездушно-механического хозяйствования на основе земледелия через постижение биоритмов растений. Придерживаясь традиционной для теософии и оккультизма восточно-ориентированной философии, антропософия настаивает на интеграции восточных учений с европейскими ценностями, с традициями конкретной местности.

Отколовшись от теософии, антропософия сохранила большую часть культовой обрядности теософии, даже усилив возвышенность атмосферы общества за счет его научной ориентации. Антропософия органично включила в себя идеи суфражизма, вегетарианства, феминизм, защиты животных и реформы моды.

В основе доктрины антропософии лежит учение о человеке, который рассматривается как гражданин трех миров: физического, душевного и духовного, и который состоит из семи членов: физического тела, эфирного (жизненного) тела, ощущающего душевного тела, рассудочной души, сознательной души, жизнедуха, духочеловека. Тело подчиняется законам наследственности, душа - карме, дух - закону перевоплощения. При этом дух непреходящ, тело подвержено смерти и рождению, душа является посредником между духом и телом в течение земной жизни. Основные силы, действующие в душевном мире - симпатия и антипатия. В душе различаются три члена, образующие человеческую ауру: душа ощущающая, душа рассудочная и душа сознательная.

У человека существует эфирный двойник, являющийся дубликатом физического тела. В эфирном двойнике находятся психические центры, имеющие форму лотоса. Функция эфирного двойника заключается во впитывании из космоса психической энергии и передачу ее через чакры человеческому телу. По мере эволюции человечества у человеческого тела, кроме имеющихся семи чакр, должно развиться еще пять.

Согласно антропософии, главные враги человечества - дух гордыни Люцифер и заимствованный их зороастрийской мифологии злой дух Ангро-Майнью (Ариман в греческом написании), которого антропософы называют духом материализма. Люцифер стремится увести людей с истинного пути, соблазняя их верой в духовные силы, покровительствуя литературе, философии и искусству, заставляя людей претендовать на недоступные им духовные высоты. Ариман искушает людей отрицанием духовного начала в противовес разуму и чувствам, покровительствует науке и прогрессу.

Отвергнув эзотерическую составляющую теософии, в которой некое тайное знание передается непосредственно от учителя к ученику посредством инициаций и тайных церемоний, антропософия разработала педагогические методы познавательных приемов и способов их адекватной передачи в виде духовной практики. В результате в антропософии сформировалась система воспитания, которая получила определенное распространение в странах Европы и США.

В 1911 г. Штейнер основал Антропософское общество с центром в г.Дорнах (Швейцария), где построил специальное здание, названное "Гетеанум" (первое здание "Гетеанума" было уничтожено пожаром в новогоднюю ночь 1922 г.).

В начале 1923 г. Штейнер, осознавая уровень неорганизованности Антропософского общества, решил провести его реорганизацию, которая совпала с восстановлением "Гетеанума". Штейнер решил оставить Антропософское общество для всех желающих и создать "Школу духовной науки" для ограниченного числа членов, объединенных клятвой хранить тайну учения.

В 1920-х годах антропософия получила распространение в ряде стран Европы и оказала воздействие на художников того времени. В то же время на антропософию начались гонения и обвинения в коммунизме, сионизме, магии. Значительное влияние антропософия оказала через русских религиозных философов на формирование софиологии.

После прихода к власти в Германии Гитлера в 1933 г. антропософия подверглась преследованиям и гонениям.

В 1960-х годах антропософия получила повторное распространение в Европе и США, преимущественно в областях педагогики (к примеру, Вальдорфская школа) и медицины.