Павликанство (Попликанство)
Христианская ересь раннего средневековья. Основана в Армении в г.Кивоссе Константином из Самосат (Сирия), называвшим себя Сильваном, в 653 г. Будучи гностиком по убеждениям, Константин, увлеченный идеями павлиан, изучил Новый завет и разработал квази-апостольское вероучение. Утверждал, что ортодоксальная церковь допускает множество обрядов и элементов вероучения, не свойственных христианству как духовной религии.
Павликанство явилось народной разновидностью маркионизма, объединенного с манихейством. Оно распространялось без письменной традиции в малоинтеллектуальной простонародной среде.
Источником своего учения павликане признавали только Новый завет, за исключением посланий ап. Петра. Ветхий завет и учение о Богородице отвергались. Павликане придерживались манихейской схемы мира, в котором существуют два равносильных начала: Бог, творец мира невидимого, духовного и вечного, и Сатана, творец мира видимого, вещественного и тленного. Павликане считали ветхозаветного Иегову Сатаной, и, соответственно, ветхозаветных пророков и патриархов - слугами Сатаны.
Вероучение павликан основано на неверно понятом учении ап.Павла. Павликане различали Благого бога, или Небесного отца, открывшегося в христианстве, и демиурга, сотворившего видимый мир и человеческие тела. Падение первого человека понималось как неповиновение демиургу и как следствие избавление от его власти и откровение Небесному отцу. Христа павликане понимали докетически, утверждая, что он не был человеком, а был лишь призраком, который прошел через Деву Марию как через канал, с целью разрушения культа Сатаны. Святой дух же невидимо передается только истинно верующим, т.е. павликанам.
Павликане проповедовали радикальный дуализм, отрицая любую обрядность, церемонии, культовые сооружения, иконы, крест и крестное знамение, святых, таинства, церковную иерархию, посты, аскетизм, монашество. Из всех таинств ими были оставлены только крещение и евхаристия, причем осуществлялись они невещественным образом, в духе. Богослужение состояло исключительно из учения и молитв. Руководители сект принимали звание "учеников апостольских" и принимали имена реально существовавших апостольских учеников.
Павликане приняли своеобразную кармическую теорию, основанную на вере в переселение душ, согласно которой удачное или неудачное переселение обеспечивало награду или наказание.
В 684 г. по приказу императора Константина Пагоната Константин Самосатский был схвачен и казнен. Многие сектанты отказались от своих убеждений и покаялись. Однако в 687 г. павликанство вновь набрало прежнюю силу и размах. Благодаря деятельности учеников Константина - Симеона Тита, Павла, Гегнезия и Иосифа Эпафродита - в первой половине VIII в. павликане достигли апогея своего развития, распространившись на востоке и в Малой Азии.
С этого времени и до IX в. павликане вели непрекращающиеся войны против Византии, за что подвергались со стороны последней систематическим преследованиям.
В IX в. масса евфратских павликан была переселена во Фракию. В этот период Сергий (Тихик) внес значительные изменения в павликанство, из-за чего его часто считают вторым основателем течения. В период иконоборчества павликане из-за своего отрицания икон наиболее пострадали, причем даже иконоборцы старались от них отмежеваться. Жестокости Льва Армянина заставили их убежать в сарацинскую часть Армении, где эмир мелитский поселил их в городке Аргауме. Отсюда павликане часто, не обращая внимания на протесты своего главы, нападали на византийскую территорию, опустошая ее.
После смерти Сергия в 835 г. община павликан приняла республиканское правление, во главе которого встал способный полководец Карвеас. Во время гонений императора Феодора число павликан сильно возросло. Павликане основывали новые поселения, из которых самым важным была Тефрика. Карвеас во главе армии из павликан и мусульман часто разбивал высланные против него византийские отряды, а его пасынок и наследник Хрисохир прошел всю Малую Азию, разграбил Никею и Никомидию, Анкиру и Эфес, пока в 871 г. не попал в засаду и не был убит.
В 970 г. Иоанн Цимисхий поселил большую колонию павликан во Фракии около Филиппополя для охраны границы, гарантировав им полную религиозную свободу. Здесь они жили около столетия, пока Алексей Комнин не наложил на них наказание за оставление его в норманнскую войну. Он захотел силою оружия обратить павликан в православие. С этой целью непосредственно близ колонии павликан был основан верный православию и императору город Алексиополь.
Современные ученые часто связывают павликан с армянскими адопционистами. Некоторые павликанские общины существовали во Фракии до начала XIII в.
Идеи павликан в последующем были приняты на вооружение катарами, патаренами и альбигойцами.