Катары (Boni Homines, Bons Hommes, Tisserand, Бугары, Булгары, Булгры, Газзары, Деонарии, Кафары, Манихеи, Патарены, Пифилы, Пифры, Попеликане, Публикане, Сперонисты, Телонарии, Ткачи)
От греческого "катари" - "чистые". Христианская антисацердотальная ересь гностического происхождения XI - XIV веков в Западной Европе Догматика катаров заимствована как из богомильства, так и из оригенизма с элементами манихейства.
В основе деятельности катаров - недовольство теми злоупотреблениями, которые были распространены среди католического духовенства. Исходным пунктом вероучения катаров было заимствованное у Доната положение о том, что христианские таинства оскверняются от прикосновения к ним порочных рук, следовательно, священник, живущий в грехе, не имеет права совершать никакие таинства.
Катары полностью отвергали всю церковную иерархию как нечто бесполезное и провозглашали римскую церковь "синагогой Сатаны", спасение в лоне которой было невозможно в принципе. Отвергались также десятинный налог и все церковные приношения.
Катары считали себя истинной христовой церковью и как следствие этого присвоили право вязать и разрешать, данное Христом его ученикам. Согласно вероучению катаров, consolamentum (духовное крещение) смывало с души все грехи, однако молитва верующего имела силу только в том случае, если верующий прекращал грешить.
Катары придерживались сходного с манихейским дуалистического учения о наличии двух начал - доброго в виде Бога и злого в виде Дьявола. Они отрицали догматы о смерти и воскресении Христа, отвергали крест, храмы, иконы. Катары объявили дьявольским обманом семь христианских таинств и практиковали публичную исповедь, происходившую раз в месяц на собрании общины. Евхаристия заменена благословением хлеба, которое производилось ежедневно за общим столом. Водное крещение заменено на духовное, совершаемое через возложение рук и апокрифического Евангелия Иоанна на крещаемого. Из опасения, что руки священнослужителя осквернены грехом, крещение часто совершалось дважды или трижды.
Катары отвергали брак, не принуждая, впрочем, вступающих в общину семейных расторгать его. Также изредка допускался брак между молодыми людьми при строгом условии соблюдения ими целомудрия до брака и прекращения половой жизни сразу после рождения первого ребенка. Некоторые катары запрещали брак только для "совершенных", но однозначно отрицательно относились к половой жизни как к проявлению первородного греха, посредством которой Сатана продолжает сохранять свою власть над людьми.
Верования катаров во многом исходили от оригенизма - метенсоматоз, телесность ангелов, двукратное сотворение мира, существование параллельных миров, многократность суда над душами, существование невещественного тела в воскресении, отрицание всемогущества и свободной воли Бога.
Часть катаров допускала абсолютный дуализм в виду двух самостоятельных начал, доброго и злого, с двумя творениями, другая - относительный дуализм, считая злое начало падшим духом, который первым внес в мировую жизнь злой элемент.
В XII в. из итальянских катаров выделились две самостоятельные секты конкорреценсов и байоленсов, исповедовавшие видоизмененную форму дуализма, согласно которой души людей являются падшими ангелами, проходящими долгий путь искупления. Эта теория быстро стала популярной среди большинства катаров и привела их к учению о переселении душ, согласно которому целью сошествия Христа на землю было освобождение этих падших душ. В теории переселения душ катары фактически повторили аналогичные теории индийских учений о реинкарнации и карме: пока душа не становилась достаточно совершенной для вознесения к своему создателю, она должна была пройти путь последовательных перевоплощений. В зависимости от необходимости искупления тех или иных грехов душа при последующем перевоплощении могла помещаться в тела низших животных, откуда проистекал естественный запрет на убийство животных, кроме насекомых и рыб, которые считались неспособными принять человеческую душу. Это убеждение использовалось инквизиторами для обнаружения упорствующих катаров - подозреваемый должен был убить собаку или цыпленка.
Учение о переселении душ находило массу приверженцев среди христиан, так как в той или иной степени объясняло кажущуюся несправедливость божьего суда и необоснованность божьих кар.
Большинство катаров отвергало Ветхий Завет, феодальный
суд, светскую власть, проповедовало аскетизм, безбрачие и непротивление злу. Категорически запрещалось носить и применять оружие. Внутри секты катары делились на слушателей, верующих и избранных (совершенных). "Совершенные" катары придерживались полностью аскетического и строгого образа жизни, соблюдая абсолютное целомудрие, не употребляли животную пищу, соблюдали сорокадневный пост четыре раза в году и даже избегали улыбаться и шутить. Их деятельность заключалась исключительно в молитвах и проповедях. "Совершенные" катары переняли у манихеев их священные одеяния - кости и садере, вследствие чего именовались инквизиторами haereticus indutus или vestitus (еретические одежды).
Аскетизм катаров и непрекращающиеся посты приводили людей к истощению и анемиям. До конца XII в. бледный цвет лица считался неопровержимым доказательством причастности человека к ереси и часто приводил на костер.
Быстрый рост числа и размера общин катаров сделал недостаточным ограничение духовенства кастой "совершенных" и потребовал создания организованной иерархической структуры. Простые верующие катары называли себя "христианами" или "верующими" (credentes), далее следовали диакон, Filius Minor, Filius Major, епископ. Filius Major избирался конгрегацией, а дальнейшее повышение в должности происходило при освобождении вакантного места. При этом посвящение в сан происходило через повторное духовное крещение. Большинство катаров признавало, что лицо низкого сана не могло посвящать в высший сан, для чего во многих городах имелось по два катарских епископа, чтобы в случае смерти одного из них посвящение было возможным.
Все катары, принявшие духовное крещение, принимали обеты, включавшие запреты на употребление животной пищи, клятвы, ложь и греховный образ жизни.
Как и вальденсы, катары уже в 1178 г. перевели Новый завет на простонародный язык и проповедовали именно этот вариант, однако в молитвах оставили латинский язык, что во многом препятствовало их популярности среди простого народа. Тем не менее высочайшая миссионерская активность и прозелитизм странствующих катаров, выдававших себя за добропорядочных католиков, приводили к ним огромное количество неофитов. В своей прозелитской деятельности катары использовали не только личный пример высокой христианской морали и прекрасное знание Священного писания, но и весь арсенал средств, накопленных католической церковью: обещание прощения грехов всем, кто читает и распространяет пропагандистские листовки; имитацию чудес исцеления самодельными изображениями Богородицы и распятия. Невысокий уровень культуры раннего средневековья приводил даже к тому, что карикатурные катарские образы Богородицы и Христа и сделанные ими в насмешку распятия искаженной формы принимались за настоящие и вызывали многочисленные подражания у католиков.
Катары не считали самоубийство грехом. Напротив, мучительная смерть, по их мнению, очищала человека от всех грехов и освобождала от мук загробной жизни. Поэтому катары охотно признавались в принадлежности к ереси и сознательно упорствовали на допросах инквизиции, зная, что их ждет костер. С этой же целью принятия мучительной смерти среди катаров были распространены такие формы самоубийства, как голодание, прием в пищу толченого стекла или вскрытие вен.
Своеобразное отношение катаров к браку и осуждение любых половых отношений уже в начале XII в. породило массу толков и слухов, как правило, о том, что среди еретиков царит кровосмешение, практикуются ночные оргии с свальным грехом, жертвоприношения детей, родившихся в результате кровосмешения. Эти слухи получали широкое распространение среди впечатлительного населения средневековой Европы и играли на руку инквизиции. Во многом именно выдумки о катарских оргиях легли в основу последующей мифологии сатанизма.
Одним из подтверждений сатанинской приверженности катаров считалось их прекрасное знание Священного писания. В неграмотной среде раннего средневековья близкое знакомство простолюдина с вероучительной литературой и владение приемами богословских споров однозначно толковалось как подчиненность его Сатане.
Во второй половине XII в. движение катаров достигло своего апогея, особенно в Южной Франции, где им покровительствовали даже крупные землевладельцы. Эта группировка имела центр в городе Альби провинции Лангедок и получила наименование альбигойцев. К концу XII в. ересь охватила практически всю Европу (кроме Англии и Германии), полностью вытеснив из некоторых областей католицизм. О широком распространении катаров свидетельствует и тот факт, что на официальном языке инквизиции XIII в. слово "еретик" всегда означало "катар", в то время как другие ереси и секты назывались собственными именами.
Часть французских катаров XII - XIII вв. носило название патаренов, публикан, попеликан, ткачей. Некоторых катаров в Ломбардии и Южной Франции вплоть до середины XIV в. называли апостоликами, по аналогии с сектой апостольских братьев.
В XII в. в среде катаров появилось философско-религиозное течение натуралистов, пытавшихся объяснить христианские чудеса с точки зрения рационализма.
Веронский собор 1184 г. официально отлучил от церкви всех еретиков, в первую очередь катаров. Согласно учению церкви, всякий отлученный должен был попросить отпущения грехов в течение года и, соответственно, покаяться в ереси. В противном случае отлучение считалось бесповоротным, в результате чего еретики не имели права погребения в освященной земле.
Учение катаров было осуждено как ересь на IV Латеранском вселенском соборе в 1215 г. Угроза полного захвата катарами Европы подвигло папу Иннокентия III на решительные меры против еретиков. Был собран крестовый поход против катаров и альбигойцев. В состав войска крестоносцев входило 20 тысяч всадников и 200 тысяч пеших. Основной мотивацией для вступления в войско крестоносцев было полное прощение всех грехов участнику похода, а также успешная пропаганда против катаров как слуг Антихриста. Войско крестоносцев в течение 20 лет разоряло южную Францию. Апогеем этой войны стало полное уничтожение населения г.Безье, состоявшего из католиков и еретиков - около 20 тыс. человек без разбора пола, возраста и вероисповедания. Именно там была произнесена знаменитая фраза: "Убивайте всех, Бог на небе узнает своих!". При взятии других городов перед катарами ставилась дилемма - полное отречение от ереси либо костер. Характерно, что подавляющее большинство еретиков предпочитало костер, причем многие бросались в него сами.
В течение XIII в. в законодательствах практически всех стран Европы в связи с распространением катарской ереси было введено в качестве наказания для нераскаявшихся еретиков сожжение на костре.
Преследование катаров католической церковью привело в конце XIII века к их расслоению и упадку, а в XV веке - к окончательному исчезновению. Одним из сильнейших ударов по катарской ереси было учреждение нищенствующих орденов доминиканцев и францисканцев, которые, исповедуя, подобно катарам, апостольскую нищету и целомудрие, заслужили любовь и уважение простого народа и составили реальную альтернативу еретикам. Именно францисканцы и доминиканцы составили основу инквизиции, появление которой было инициировано именно широким распространением катаров.
Все известные документы об учении катаров (в том числе семь оригинальных латинских трактатов, собранных под заголовком "Книга о двух началах") - итальянского происхождения.