Богомильство
Христианская ересь гностического происхождения. Зародилась в X в. во Фракии (Болгария) в среде ультраконсервативных византийских монахов - энкратитов и постников, под влиянием павликанской и евхитской ересей.
Изначально богомильство было хорошо законспирировано, и лишь после тщательных розысков, устроенных императором Алексеем Комниным, удалось обманным путем заманить в ловушку и обличить главу секты, монаха Василия, и вместе с ним 12 апостолов. Несмотря на удар по руководству, вскоре богомильство утвердилось в Византии, а оттуда распространилось на запад. Пройдя через Далмацию и, возможно, Италию, она в начале XII века достигла Франции, откуда вскоре была вытеснена другими ересями. В Северной Италии катары богомильского толка сохранились до XV века, в XIV веке, после разгрома альбигойцев, богомильство было занесено и на юг Италии. Из Болгарии богомильские идеи вследствие близких контактов Русской церкви с Болгарской проникли в Россию. В XIV веке богомилы образовали секту, которая существовала до XVII века.
В Германии в конце XII - начале XIII вв. существовала секта люцифериан, имеющих богомильское происхождение. Подвергшись в 1227 г. разгрому, люцифериане под пытками признались в поклонении Сатане, что впоследствии сформировало народное мнение о существовании сатанистских сект и послужило дополнительным оправданием для преследования богомилов, альбигойцев и катаров.
В отличие от близкого ему павликанства, в богомильстве два начала - доброе и злое - признаются не самостоятельными, а подчиняющимися высшему доброму существу. Согласно учению богомилов, изначально Бог имел первородного сына, Сатанаила, который был вторым после Бога и начальствовал над всеми ангелами. Гордый сознанием своего могущества, Сатанаил решил стать независимым от отца, и за это был низвержен с неба. Но и там Сатанаил решил строить свое независимое царство. Так как у него оставалась божественная творческая сила, он сотворил из хаоса новое небо и землю, а также Адама, в которого безуспешно пытался вселить живую душу.
Обратившись к Богу-отцу, Сатанаил попросил вдохнуть в первого человека душу и оживить его. Он предполагал, что после этого будет властвовать над телесной частью человека, а отец - над духовной, при этом человеческая духовность заменит Богу низвергнутых с Сатанаилом ангелов. Таким же образом была сотворена и Ева. Однако Сатанаил завидовал людям, которые должны были заменить отступивших ангелов, и решил покорить род человеческий. Для этого, вошедши в змия, он соблазнил Еву и произвел от нее Каина и его сестру Каломену, рассчитывая, что его потомство возьмет верх над потомством Адама.
Таким образом Сатанаил смог подчинить себе весь род человеческий, и лишь немногие из людей помнили о первоначальном предназначении человека - заменить собой падших ангелов. В своем забвении люди сочли самого Сатанаила за Верховного бога, и Моисей, бывший орудием Сатанаила, особенно активно распространял такое мнение.
В 5500 г. от сотворения мира Бог решил освободить людей от власти Сатанаила и произвел второго сына, Иисуса, или Слово, именуемого у богомилов также Михаилом. Воплощение, жизнь и смерть Иисуса богомилы понимали докетически. Иисус пришел в мир в эфирном теле, имевшем вид человеческого, и прошел через деву Марию незаметно, что она не поняла, как нашла его младенцем в пещере. Сатанаил, стремясь поколебать влияние Иисуса на людей, довел его до смерти, которая тоже была призрачной. Однако Иисус через три дня после смерти явился Сатанаилу в своем божественном облике, сковал его цепями и отнял от его имени последний, божественный слог "ил", после чего тот стал просто Сатаной. Затем Иисус вознесся на небо и стал вторым после Бога, главой всех ангелов.
Для завершения своего дела на земле Бог-отец произвел еще одну силу, Святого духа, который действует непосредственно на души людей. Души богомилов, ощущающих действие Святого духа и сообщающим это действие другим душам, есть истинные богородицы. Такие люди не умирают, а отбрасывают телесную оболочку и переселяются в царство божье.
Когда Святой дух завершит свое дело и все души переселятся в царство божье, вся материя обратится в хаос, а Иисус и Святой дух возвратятся в отца, из которого произошли.
Богомильское учение приняло часть доктрин, отвергнутых ортодоксальной христианской церковью - традуционизм, учение о зачатии и рождении Христа через ухо. В то же время богомилы отвергли внешнюю обрядовость церкви, исповедуя строгий аскетизм. Из таинств богомилы признавали только крещение, которое совершали не водой, а через возложение рук и апокрифического евангелия от Иоанна на крещаемого.
Богомилы отрицают правдоподобность чудес, совершенных Христом, считая, что Евангелия следует понимать иносказательно.
Богомилов часто ошибочно смешивают с павликанами, вероятно, ввиду их генетической связи и болгарского происхождения.
Богомилы оказали существенное влияние на катаров и альбигойцев.