Евхиты (Адельфианство, Корефы, Лампецианство, Маркианизм, Мессалианство, Эвхиты, Энтузиасты)
Христианская монашеская ересь. С греческого евхиты, а с еврейского мессалиане - "молящиеся". Секта появилась во второй половине IV в. в монашеских общинах Сирии и Малой Азии. Евхиты ставили молитву превыше всего и считали единственным средством к спасению.
Согласно учению евхитов, каждый человек в силу происхождения от Адама приносит в мир злого демона, во власти которого он находится. Крещение, вопреки учению ортодоксального христианства, не освобождает человека от злой власти, и лишь усердная молитва может изгнать демона. При молитве же на место изгнанного демона приходит Святой дух и обнаруживает себя тем, что освобождает тело от волнений, страсти и наклонности ко злу. Вследствие такого вселения Святого духа становятся ненужными ни подвиги для обуздания тела и духа, ни таинства, ни Святое писание, ни вообще какая бы то ни было церковная обрядность.
Евхиты отрицали догмат о Троице, представляя, как и модалисты, все три лица Троицы формами проявления одного и того же бога. Все материальное евхиты, как и гностики, считали злом.
Евхиты проводили время в праздности и созерцании, избегая всякого труда и разрешая каждому члену общины избирать образ жизни по своему усмотрению. Для евхитов были характерны мистические пляски, которым они предавались для усиления эффекта молитв. По имени одного из проповедников ереси Лампеция происходит одно из названий.
Евхиты долгое время скрывали свои наклонности и устремления. Только в IV в. антиохийскому епископу Флавиану удалось обличить главу евхитов Адельфия, после чего сектанты подверглись светскому и духовному преследованию.
Несмотря на репрессии, евхиты тайно существовали до XI в. в восточных монастырях. В XI в. они проявились во Фракии, но с несколько видоизмененным под влиянием гностицизма и манихейства учением. Как и евхиты IV в., эти сектанты считали молитву единственным средством к спасению и путем к нравственному совершенству. Фракийские евхиты широко использовали магию и теургию, а также искусственные средства для достижения экзальтированного состояния.
Фракийские евхиты имели своеобразную христологическую теорию, согласно которой Бог-отец, управляющий надзвездными сферами, имел двух сыновей: старшего Сатанаила (Сатанаки) и младшего Христа. Старший сын господствовал над земным царством, а младший - над небесным. Сатанил отошел от Бога-отца и основал на земле независимое царство, Христос же, оставшись верным отцу, заступил на место старшего сына и должен разрушить царство Сатанаила и восстановить мировой порядок.
Фракийские евхиты преследовались византийским правительством, а в XII в. растворились в богомильской ереси.