Сикхизм
Одна из национальных религий Индии. Название происходит от санскритского слова "сикх" - ученик.
Сикхизм сложился в конце XV - начале XVI века под влиянием проникшего в Индию ислама и представлял собой первоначально
протестантское течение в индуизме. Основателем сикхихма был гуру Нанак (1469 - 1539)
В основе сикхизма лежит положение Нанака о том, что истинная преданность Богу заключается в глубокой внутренней вере.
На ранних этапах своего развития сикхизм был близок бхакти - реформаторскому движению в индуизме, основанному на любви и преданности Богу и отрицании роли брахманов как посредников между Богом и людьми. Позднее на сикхизм оказал влияние мусульманский суфизм, которых, подобно бхакти, считал конечной целью человека внутреннее мистическое общение с Богом и экстатическое слияние с ним.
Сикхизм монотеистичен (в противовес политеизму индуизма), он не признает духовенства, отрицает публичные богослужения, внешнюю атрибутику и кастовые различия. Изначально сикхихм утверждал принципы индо-мусульманского единства и общность судеб индусов и мусульман.
Из индуизма сикхи унаследовали учение о майя, реинкарнации и нирване. Брахма, Вишну и Шива составляют божественную троицу, порожденную майей. Чтобы достичь спасения в сикхизме, необходимо иметь своего гуру, петь гимны и общаться со святыми людьми.
По воззрениям сикхов, единый бог существует в виде вечной, незримой сущности, пронизывающей все в видимом мире. Он не имеет зримых воплощений, имен и черт, поэтому для обращения к богу возможны любые имена. Бог непостижим, непознаваем и необъясним. Общение с богом происходит во внутреннем созерцании, такое общение не требует священников-посредников.
В сикхизме разработан путь духовного усовершенствования - нам-марг, или сахадж-йога.
Наставлять сикха на истинный путь может только наставник-гуру, которому ученик должен беспрекословно подчиняться.
В основе сикхского культа лежат различные ритуалы, важнейший из которых - гуру-ди-лангар (стол гуру) - общая трапеза, за которой собираются все желающие вне зависимости от касты, возраста, пола и религии. Важное место занимают обряды жизненного цикла: наречение имени, посвящение в общину, бракосочетание, похороны.
В сикхизме женщины получают наставления гуру наравне с мужчинами. Некоторые гуру практикуют полигамию.
С течением времени сикхизм утратил демократическую направленность и обратился к борьбе против ислама.
За гуру Нанаком следуют девять гуру. начиная со второго гуру это звание становится наследственным: Ангад (1528-1552), Амар дас (1532-1574), Рам Дас (1574-1581), Арджнун (1581-1606), Хар Говинд (1606-1604), Хар Рай (1644-1661), Хар Кришнан (1661-1664), Тегх Бахадур (1664-1675), Говинд Сингх (1675 - 1708).
Десятый сикхский гуру - Говинд Сингх (у власти в 1675 - 1708 гг.) произвел кардинальные изменения в сикхской общине. Он упразднил институт гуру и создал новое сообщество особо преданных сикхов - хальсу, а также армию хальсы. Презрение к смерти и готовность к самопожерствованию ради веры сделали сикхов идеальными солдатами. При Сингхе были введены атрибуты сикхизма, называемые "пять ка": длинные нестриженные волосы, кинжал, гребень, стальной браслет, особое нижнее белье.
Одним из радикальных нововведений Сингха было провозглашение вечным гуру священной книги и основной святыни сикхов Ади Грантх. Собрание сикхов в присутствии этого канона приобретало авторитет гуру. Того, кто претендовал на пост гуру, сикхи стали считать вероотступником. Это новшество стало основной причиной раскола и образования сект в сикхизме (удаси, рамраи, нирмала, беди и др.).
В середине-конце XIX века проникновение в Индию европейских идей вызвало реформаторские процессы в сикхизме, приведшие к возникновению сект, проповедующих возрождение сикхизма, к примеру, ниранкари и намдхари. В 1902 году реформаторские секты объединились в организацию "Главный диван хальсы".
Реформаторское переосмысление сикхизма привело в росту самосознания сикхов, что привело к обособлению от других культур, что особенно ярко выразилось в развитии и распространении языка пенджаби на алфавите гурмукхи.
Незадолго до получения независимости Индией сикхи выступили с требованием отделения в собственное государство Халистан. После раздела Британской Индии в 1947 г. сикхская община предпочла войти в состав Индии. В 1965 г. Пенджаб был разделен на штат Пенджаб и штат Харьяна.
В 80-е годы XX века противостояние сикхов и индуистов приняло острые формы и привело к террору.
На 1996 год численность сикхов - 19 млн. чел. Большая часть из них (около 13 млн.) находится в индийском штате Пенджаб.