Филипповский толк (Крепкие христиане, Старопоморцы)
Левое крыло беспоповского направления старообрядчества. Возникло в 1737 г. Основатель - стрелец Фотий Васильев (в монашестве Филипп, духовный наставник "Выговской пустыни"). Первоначально секта действовала в с.Кимры Тверской губернии, затем получила широкое распространение и в начале XVIII в. появилась в Москве.
Филипповцы откололись от поморцев, которых обвинили в примиренчестве и от которых отличаются крайним радикализмом и фанатизмом. Филипповцы категорически отвергли брак и молитву за царя. Наиболее правильным способом очищения души от греха филипповцы считают самосожжение (в 1743 г. самосожжение совершил и основатель толка Филипп вместе с 70 приверженцами) и голодную смерть.
Филипповцы почитают восьмиконечный крест без титлы, поклоняются только своим иконам.
Посторонних, в том числе и приверженцев других толков и согласий старообрядчества, филипповцы принимают без ограничений, но с проверкой "исповедания веры". Федосеевцы и поморцы называются "приглашенными" и принимаются с 40-дневным постом, их родители не поминаются и иконы от них не принимаются. "Приглашенные" допускаются с общей молитве, но не допускаются к общей трапезе. В споре по вопросу отношения к "приглашенным" от филипповцев отделились филипповцы, не молящиеся с приглашенными, которые отказались от общей молитвы.
"Новожены" филипповцами принимаются с разводом, "староженам" рекомендуется развестись. В случае, если "старожены" не соглашаются развестись, то их не отлучали навсегда от согласия, а лишь наказывали епитимией, постом и поклонами, после чего принимали в общение. По вопросу об отношении к староженам филипповцы образовали два согласия - чадородных и нечадородных.
Филипповцы считают, что по воскресным дням нельзя работать и торговать, а необходимо весь день молиться. Существуют пищевые запреты на чай, пряники, вино, мясо, и бытовые запреты на бритье шеи, стрижку затылка, гуляния и веселье.
При проведении любых церковных обрядов филипповцы запрещают брать плату.
С течением времени радикализм филипповцев в вопросах брака стал ослабевать, известны случаи новоженства, согласия с государственными повинностями.
В XVIII веке из филипповского толка выделились аароновцы, которые допускали вступление в брак.
Ослабление религиозного фанатизма, разрешение торговли в праздничные дни и ношение модной одежде привело к отделению от филипповцев орловского согласия, придерживающегося традиционной строгости.
Филипповцы распространены в Архангельской, Мурманской областях и Поволжье. Их численность на конец XX в. очень незначительна.