Поморский толк (Даниловцы, Монастырцы, Поморцы)
Одно из наиболее умеренных беспоповских направлений старообрядчества. Основатель - Данила Викулин, который в 1695 г. основал на реке Выге первую общину.
Через четыре года после основания общины к ней присоединились братья Андрей и Семен Денисовы, ставшие впоследствии главными идеологами согласия.
От своих последователей поморцы требуют полного разрыва с Русской православной церковью и всех переходящих из православия обязательно перекрещивают. Первоначально поморцы отвергали брак, затем различные группы поморцев стали относиться к этому вопросу по-разному.
На крестах поморцы пишут Ц.С.I.Х.С.Б. (Царь Славы Исус Христос Сын Божий).
В конце XVIII в. в результате споров о надписи на кресте и о браке от поморцев отделилось федосеевское согласие.
Главное догматическое произведение поморцев - "Поморские ответы", написанные в 1772 г.
Таинства поморцы делят на нужно-потребные, абсолютно необходимые для спасения (крещение, покаяние и причащение) и потребные, без которых спасение возможно (все остальные). Таинства совершают миряне. Литургия отсутствует. Богослужения совершаются в часовнях и проводятся наставниками (в народе называемых попами, хотя они и не имеют сана). Выходя из часовни, поморцы говорят друг другу: "Простите Христа ради" и отвечают: "Бог простит".
Споры по вопросу отношения к браку привели к разногласиям внутри поморского согласия и возникновению различных групп: брачных поморцев, венчающихся в православных церквах; небрачных поморцев, не вступающих в брак; полубрачных поморцев, считающих, что хотя каждый должен стремиться к безбрачию, но вступающим в брак без благословения общество не судья. От поморцев отделилась группа тропарщиков, которые совершали, в отличие от других поморцев, молитву за царя.
В 1988 г. поморцы образовали три отдельных республиканских центра: Высший старообрядческий совет в Вильнюсе, Гребенщиковская община в Риге и Российский совет древлеправославной поморской церкви в Москве.