Молокане (Веденцы, Воистину духовные христиане, Сионцы)

Движение в духовном христианстве, которое оформилось под влиянием духоборчества в 60-е годы XVIII века и интенсивно распространялось в начале XIX века. Основателем молоканства считается бродячий портной Семен Уклеин.

Указом Александра I в 1805 г. молоканам было дано право исповедовать свою веру открыто, однако уже при Николае I их общины стали преследовать и переселять с места на место.

В отличие от духоборцев, молокане признают Библию, которая ассоциируется у них с образом духовного молока, которым кормится человек. Самоназвание течения молокане объясняют словами из Первого соборного послания апостола Петра: "как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение" (1 Пет. 2:2). В общем и целом культовая практика молокан близка к евангельским протестантским течениям, особенно к баптистам.

Молокане признают Троицу, но считают, что Бог-сын и Святой дух, хотя и единосущны Богу-отцу, но не равны ему в божественности. Молокане полагают, что одаренные Святым духом люди общаются непосредственно с богом. Пост соблюдается только в дни страданий Христа. Молокане отвергают воинскую службу и не дают клятв. Приверженцам секты не разрешается ходить в увеселительные и общественные заведения.

Молокане отвергают некоторые христианские таинства, а остальные упрощают и воспринимают не как таинства, а как обряды. Молокане не признают рукотворные храмы и образы, отвергают святых, не делают изображения креста и не поклоняются ему, не творят крестного знамения при молитве, не поклоняются мощам святых.

Богослужение у молокан состоит в чтении Библии и пении псалмов и осуществляется в домах членов общины. Богослужения совершаются в больших комнатах, по образу "Сионской горницы", называемых молоканами "горгнцами"; посередине комнаты ставится стол, по местам - лавки, на которых справа садятся мужчины, слева - женщины. У молокан установлен определенный порядок в совершении молений общих и частных (на обряды брака, рождения, кончины). Молокане не допускают прямого разрыва с господствующей церковью и государством.

Согласно учению молокан, они должны избегать исполнять законы, противоречащие Священному Писанию (военная служба, присяга и т.д.).

Признавая спасение по благодати через веру, молокане большое значение придают добрым делам.

Учение изложено в книге "Догматы молокан", где большое место уделяется предсказаниям скорого второго пришествия Христа и установления на земле тысячелетнего царства божьего.

Молоканские общины управляются выборными руководителями. Духовенство отсутствует.

С течением времени учение молокан утратило рационалистический характер, допустив учения мистические. В 30-х годах XIX в. среди молокан появилось заимствованное из книги Юнга Штиллинга "Победная песнь" учение о скором наступлении тысячелетнего царства Христова, и пророческие предсказания о пришествии Илии и Еноха. В 1833 г. мелитопольский молоканин Терентий Беловзоров объявил себя Илией, однако был разоблачен молоканами и сдан полиции.

Многочисленные течения молокан делятся на две вероучительные школы: буквального толка и духовного толка. Представители духовного толка более склонны к иносказательному толкованию учения и явлений Библии. Сторонники буквального толка близки к ортодоксальному православию. Никаких конфликтов между общинами и течениями этих школ нет.

В 30-е годы XIX в. в молоканской среде возникло движение против эсхатологических течений. Возглавленное самарским купцом А.П.Грачевым, это движение преобразовалось в секту акинфьевцев.

В 1836 году в среде молокан появился лжехристос Лукиан Петров (позднее основавший секту прыгунов), призывавший молокан идти в обетованную землю на Кавказ.

Вскоре после образования молоканство разделилось на многочисленные направления. Учение уклеинского толка считается в среде молокан ортодоксальным. Некоторые общины - прыгуны, постоянные, общие, постники, субботники, евангелистические христиане - сохранились до настоящего времени.

В конце 40-х годов XIX в. из среды молокан выделились водные молокане, признававшее причастие и водное крещение.

В 80-е годы XIX в. в Таврической губернии в среде молокан донского толка под влиянием идей штундизма образовалась секта штундо-молокан (новомолокан), практически полностью принявших штундизм, за исключением крещения младенцев.

В 1892 году детей молокан насильно передавали в православные монастыри.

В 1904 году первая волна молоканской эмиграции, в основном из Закавказья, прибыла в Калифорнию (США). Эмиграция молокан и прыгунов продолжалась до 1917 года, молокане осели преимущественно в Калифорнии и Аризоне. Большое количество молокан в течение XIX в. эмигрировало в Турцию.

После революции 1917 года молокане, эмигрировавшие в Турцию, по приглашению советских властей вернулись в донские Сальские степи, где построили 22 молочных завода. С началом сталинских репрессий часть этих молокан вернулась обратно в Турцию.

Американские молокане находились в перманентном конфликте с американскими властями, так как отказывались от получения гражданства и службы в армии. В случае заключения молокан в американские тюрьмы общины осаждали тюрьмы, стоя на коленях и исполняя религиозные гимны.

В 1924 году молокане организовали Союз Духовных Христиан-молокан, который просуществовал до 30-х годов XX в.

В июне 1991 года в Москве был провозглашен "Союз общин духовных христиан-молокан", а в 1994 г. в с.Кочубеевском Ставропольского края - "Союз общин духовных христиан-молокан России".

Печатный орган - журнал "Духовный христианин".

Общая численность молокан на конец XX в. - около 300 тысяч человек, рассеянных по всему миру, в основном в России (Ставропольский и Краснодарский край), США (Калифорния), Австралии, Мексике, Армении, Турции.