Добрынин Никита Константинович (Никита Пустосвят)
(???? - 11.06.1683)
Старообрядческий расколоучитель XVII в. Был священником в Суздале, вместе с протопопом Аввакумом, Лазарем, Стефаном и др. участвовал при патриархе Иосифе в исправлении и печатании церковных книг. Напечатанные им книги подверглись при патриархе Никоне исправлению.
В 1659 г. Никита прибыл в Москву и подал жалобу и донос на архиепископа Стефана, обвиняя его отклонении от православия. Стефан был оправдан и отрешил Никиту от места. Никита разорвал грамоту, проклял Стефана и послал донос на Стефана царю Алексею Михайловичу с подробным перечнем его преступлений. На этот раз свидетели подтвердили показания Никиты, и сам Стефан, вызванный на собор 1660 г. в Москву, сознался во многом и был переведен из Суздаля в Москву. Однако кары, наложенной Стефаном на Никиту, собор не отменил. На соборе Никита в бранных словах уличал архиереев в невежестве, за что решено было отлучить его от церкви и заключить в темницу Угрешскаго Николаевского монастыря.
Никита в челобитных к царю и собору просил о прощении и в 1667 г., по приказу царя, был освобожден и привезен в Москву, без возвращения сана. С тех пор до 1682 г. о нем ничего не известно.
В 1682 г. раскольники задумали при поддержке стрельцов восстановить "старое благочестие" и главным ответчиком перед властями, как ученого человека, назначили Никиту. Он добился назначения церковного диспута, в присутствии царя, в Грановитой Палате. Диспут произошел 5 июля и был веден раскольниками с большим жаром и даже грубостью, однако не привел ни к какому результату. На следующее утро царевна София приказала схватить раскольников. Стрельцы, обильно угощенные пивом и медом, отказались от защиты старой веры и выдали своих руководителей. Никита был казнен на Лобном месте, а его сотоварищи разосланы по монастырям. Многие из них вскоре бежали и продолжали распространять раскол. Есть предание, что раскольники сейчас же после казни собрали останки Никиты и похоронили их в Гжатске, Смоленской губернии; там до 20-х годов XX в. показывали его могилу с простым деревянным крестом.
Старообрядцы считали Никиту "столпом правоверия", православные иерархи - грубым, вредным и невежественным расколоучителем, откуда и пошло прозвище Пустосвят.