Аввакум Петрович
(1620 (1621) - 1682)
Протопоп Юрьевца Поволжского. Выходец из крестьянской среды, сын сельского священника села Григорова Нижегородской губернии, видный идеолог старообрядчества, один из руководителей раскола. В 21 год рукоположен в дьяконы, через два года стал священником в с. Лопатицы Нижегородского уезда.
Отличался редкими дарованиями, энергией и железной волей. Служа в родном селе, требовал строгого соблюдения церковных правил, из-за чего вступил в конфликт с местными властями и односельчанами и переехал в Москву. Благодаря покровительству своих земляков Стефана Вонифатьева и Ивана Неронова стал протопопом Казанского собора на Красной площади. Слыл ревнителем благочестия и поддерживал избрание Никона на патриаршество.
В 1653 г. резко выступил против церковной реформы патриарха Никона, подав царю челобитную, с которой и начался раскол. За протест Аввакум был заключен в тюрьму, а после собора 1654 г. сослан в Сибирь, в Тобольск. В 1656 г. Аввакум выслан из Тобольска в Даурию, где от голода и нужды у него умерло двое сыновей.
После возвращения (по ходатайству друзей) в Москву в июне 1662 г. Аввакум продолжал борьбу со сторонниками реформы, проповедуя приход царства Антихриста и близкий конец света. В 1664 г. Аввакум был сослан в Мезень близ Архангельска. В 1666 г. церковный собор лишил Аввакума и других руководителей раскола сана и предал их анафеме. В 1667 г. Аввакум был сослан в Пустозерский острог. 15 лет Аввакум прожил в земляной тюрьме, где и написал около 70 произведений. После многолетнего заключения, переживший царя Алексея Михайловича, Аввакум обратился к царю Федору Алексеевичу с дерзкой челобитной, в которой устрашал сына загробными муками отца за потворство никонианам. За эту челобитную он был сожжен в срубе "за великие на царский дом хулы".
В многочисленных сочинениях (более 45 известно в целом виде и более 15 - в отрывках), особенно в "Житии", Аввакум обличал пороки официальной церкви, в религиозной форме выражал проблемы крепостного крестьянства.