Исмаилиты
Течение в шиитском исламе. Возникло в середине VIII в. в результате проблемы наследования в шиизме, когда шестой имам шиитов - Джафар ас-Садик - назначил своим преемником не старшего сына Исмаила, отличавшегося пристрастием к вину, а четвертого сына Мусу аль-Казима. После смерти Джафара ас-Садика в 765 г. сторонники Исмаила не признали седьмого и последующего имамов, считая Исмаила "скрытым имамом" и объявив седьмым имамом сына Исмаила Мухаммада ибн Исмаила.
Исмаилиты признают классический ислам как элементарную духовную форму - аль-захир. Более развитой духовной формой считается аль-батын - тайная эзотерическая доктрина исмаилизма, включающая аллегорическую интерпретацию Корана и естественные науки. Предписания Корана не являются для исмаилитов обязательными и носят символический характер, однако исмаилиты следуют практически всем обрядовым и правовым требованиям шариата.
В культовой практике исмаилитов принято посвящение в вероучение, основанное на иносказательном толковании Корана. Это посвящение составляет семь степеней.
Исмаилиты совершают молитву дважды в день (а не пятикратно, как классические мусульмане), не соблюдают пост в месяц рамадан (хотя формально его признают), не отказываются от вина и рекомендуют моногамию. Али признается в символическом смысле. Исмаилиты не склонны к фанатизму и легко идут на контакт с другими религиозными конфессиями.
Исмаилиты признают власть имама, чья духовная власть весьма значительна, так как считается, что он является представителем бога на земле.
После смерти Мухаммада ибн Исмаила в среде исмаилитов произошел раскол, в результате которого в исмаилизме сформировалась секта сабийя, позднее получившая наименование карматов. Сабийя считали Мухаммада ибн Исмаила последним, седьмым имамом и ожидали его прихода в качестве махди. Ортодоксальные исмаилиты признали потомковМухаммада ибн Исмаила "скрытыми имамами".
Период с конца VIII до начала X вв. прошел под управлением сафиров и называется имаилитами "сатр" (скрытый). В этот период исмаилиты создали разветвленную тайную организацию, возглавляемую исмаилитскими проповедниками. Деятельность этой организации заключалась преимущественно в информировании шиитов о факте существования имама, его божественной роли в движении исмаилитов, и призыв к безоговорочному подчинению его воле.
В начале IX в. исмаилиты подверглись преследованию со стороны Аббасидов и бежали в Сирию и Хорасан. В течение IX в. исмаилиты получили широкое распространение на большой территории и в 909 г. основали Фатимидский халифат, во главе которого встала исмаилитская династия Фатимидов. Под властью Фатимидского халифата в течение X - XI вв. оказались Египет, Магриб, Палестина Сирия и Хиджаз. Фатимиды, занимая умеренные позиции веротерпимости, активно занимались прозелитической деятельностью среди подвластных им суннитов, для чего создали в Каире специальный пропагандистский центр.
В период Фатимидского халифата была сформирована религиозная доктрина исмаилизма. Вероучительная основа исмаилизма разделена на два аспекта - эндотерический (аз-захир) и эзотерический (аль-батын). Аспект аз-захир совпадал с учением имамитов, с поправкой на наследование имамата по линии Исмаила после смерти Джафара Ас-Садика. Разработанная в X - XI вв. на основе синтеза античных воззрений неоплатонизма и Аристотеля с христианским гностицизмом и восточным мистицизмом доктрина аль-батын определяла сущность бога как абсолюта, лишенного каких-либо внешних атрибутов, неопределимого и непознаваемого. Исмаилиты считают, что Аллах, Бог-абсолют, породил мировой разум, который, в свою очередь, породил мировую душу. Мировая душа создала материю, доступную восприятию. Земным воплощением мирового разума исмаилиты считают семь пророков - Адам, Ибрахим, Нух, Муса, Ис, Мухаммед, Исмаил, каждому из которых приписывается олицетворение своей исторической эпохи. Земным воплощением мировой души исмаилиты считают имамов, находящихся при соответствующих пророках с целью разъяснения скрытого смысла проповедей пророков.
Исмаилиты признают переселение душ и считают, что имамы наследовали души пророка Мухаммеда и его имама Али, и, как следствие, сами несут божественное откровение.
В X в. была разработана исмаилитская правовая система, идейно близкая к жафаритской (имамитской) и зайдитской системам.
В 996 г. фатимидский халиф аль-Хаким вступил в конфликт с христианскими конфессиями на территории халифата, запретив христианские праздники и разрешив осквернения христианских кладбищ и погромы церквей (в частности храма Гроба Господня в Иерусалиме). Будучи эксцентричным и неуравновешенным человеком, в начале XI в. аль-Хаким изменил свое отношение к христианам на противоположное, отменив ранее введенные запреты и наложив новые на мусульман, в частности запретив паломничество в Мекку. В 1017 г. аль-Хаким объявил себя воплощением бога на земле и потребовал поклонения ему как богу. В 1021 г. аль-Хаким таинственно исчез. Большая часть исмаилитов признала халифом малолетнего сына аль-Хакима аз-Захира, однако часть приверженцев аль-Хакома выступила с идеей будущего пришествия аль-Хакима в качестве бога на земле и сформировала секту друзов.
В XI в. в среде исмаилитов произошел раскол, связанный с изменением решения фатимидского халифа Мустансира о своем преемнике в пользу своего младшего сына Абу-ль-Касим Ахмада. Старший сын Мустансира - Абу Мансур Низар, после смерти отца в 1094 г. бежавший в Александрию, также объявил себя халифом. После непродолжительной борьбы Абу Мансур Низар был схвачен и убит, однако его сторонники, возглавляемые Хасаном ибн Саббахом, признали "скрытым имамом" гипотетического потомка Абу Мансур Низара и сформировали секту низаритов. Сторонники Абу-ль-Касима Ахмада образовали секту мусталитов.
Во второй половине XI в. исмаилизм распространил свое влияние на Иран, где столкнулся с враждебной Фатимидам династией Сельджукидов. Возглавивший восстание против Сельджукидов Хасан ибн Саббах в 1090 г. создан независимое исмаилитское государство с центром в крепости Аламут, в 1095 г. ставшее центром низаритского течения (уничтожено войсками Чингиз-хана в 1256 г.).
В 1171 г. Фатимидский халифат прекратил свое существование.
Официальное количество исмаилитов на конец XX века несколько превышает 1 миллион человек, однако считается, что влиянию исмаилизма подвержены около 20 миллионов человек. Исмаилиты проживают в индии, Пакистане, Афганистане, Иране, Таджикистане.