Низариты (Асасины, Неоисмаилиты, Хашишийюн, Ходжа)
Исмаилитская секта. Сформировалась в 1094 - 1095 гг. в результате назначения фатимидским халифом Мустансиром в качестве своего преемника не старшего сына Абу Мансур Низара, а младшего Абу-ль Касим Ахмада. Опальный Абу Мансур Низар после смерти отца бежал в Александрию, был схвачен и убит. Его сторонники, возглавляемые проповедником Хасаном ибн Саббахом, объявили Абу Мансур Низара истинным халифом, а его гипотетического наследника - скрытым имамом.
Фактически низаритским движением в период "скрытого имама" управлял высший проповедник - даи ад-дуат, место которого в 1106 г. занял Хасаном ибн Саббах, полностью монополизировав светскую и духовную власть.
Низариты получили широкое распространение в Иране и Сирии. Основным средством борьбы со своими противниками низариты признавали террор и политические тайные убийства, направленные против аббасидов, сельджукидов, приверженцев других религиозных убеждений (в том числе мусталитов), а позднее - против крестоносцев. В среде низаритов была сформирована каста фидаев - убийц-смертников, действовавших, как правило, под воздействием гашиша, из-за чего низариты получили название хашишийюн и репутацию неуловимых убийц. Впоследствии крестоносцы интерпретировали название хашишийюн в асасинов, и это слово вошло в европейские языки как синоним "убийцы".
Центром низаритов явилось основанное Хасаном ибн Саббахом в 1090 г. государство вокруг крепости Аламут в горных районах Ирана. В 1164 г. третий преемник Хасана ибн Саббаха - Хасан II объявил себя имамом и провозгласил наступление новой духовной эры "Судного дня" ("Дня Воскресения"). Хасан II объявил все предписания шариата необязательными. Однако уже внук Хасана II - Хасан III вернул обязательность всех установлений шариата, начал реформу вероучения направленную в сторону реставрации суннизма, и признал духовное лидерство аббасидского халифа. Лишь следующий имам Мухаммад отменил нововведения Хасана III, объяснив действия последнего периодом "сокрытия истинного статуса и назначения имама".
В 1256 г. войска Чингиз-хана уничтожили государство низаритов в Аламуте.
В начале XII в. низариты взяли под контроль северо-западную часть Сирии, сформировав подобие независимого государства. Во главе этого государства в 1169 г. встал лидер сирийских низаритов Рашид ад-Дин Синан, организовавший борьбу с крестоносцами и местными правителями. В 1260 г. войска Чингиз-хана нанесли поражение сирийским низаритам.
Потомки последнего главы государства низаритов Аламута Хуршаха несколько веков жили в Иране, скрывая свой статус, и лишь после прихода к власти шиитской династии Севефидов смогли открыто возглавить низаритов.
До середины XIX в. разрозненные общины низаритов существовали в Афганистане, Индии, Иране и Сирии. В 1841 г. исмаилитский имам Хасан Али-шах, приняв титул Ага-хана, вступил в конфликт с властями Ирана и бежал в Индию, возглавив в Бомбее местную исмаилитскую общину. В конце XIX в. общиной стал руководить Ага-хан III Ага Султан Мухаммад Шах, подчинивший себе низаритов Ирана, Сирии и Памира. Ага-хан III поставил своей целью адаптацию идей исмаилизма к современным условиям, в результате чего к середине XX в. низариты превратились в могущественную группировку, имеющую связи в финансовых и политических кругах.
К концу XX в. внук Ага-хана III - Ага-хан IV Карим-шах распространил влияние низаритов в 20 странах мира.