Хариджиты (Харуриты, Шарииты)
Первая из исламских сект, образовавшихся после смерти Муххамеда.
Во второй половине 50-х годов VII века обострились отношения между приверженцами престарелого
халифа Османа и зятя Мухаммеда Али. В результате борьбы между ними Осман был убит, а Али стал халифом. Однако ряд претендентов на трон образовали
враждебную военную коалицию, и в 656 году произошло так называемое "верблюжье" сражение между противниками. После прекращения сражения была предпринята попытка решения вопроса о претенденте на трон третейским судом, но она ни к чему не привела. В результате Али, несмотря на его согласие на прекращение битвы и третейский суд, остался на троне, однако 12 тысяч наиболее благочестивых его сторонников
объявили его решения богоотступническими и покинули его.
Именно эти бывшие сторонники Али, считающие, что судить вправе только Бог, составили основу секты хариджитов.
Содержание религиозного учения начального хариджизма установить трудно, так как оно не фиксировалось письменно.
Однако очевидно, что требования к личному и религиозному поведению мусульманина были гораздо строже, чем в ортодоксальном исламе. Всякое сомнение рассматривалось как неверие и подлежало наказанию. В личной жизни пропагандировался аскетизм. Основным отличием идеологии хариджитов от ортодоксального ислама является тезис о недостаточности одной веры и необходимости подкрепления веры делами.
В религиозном отношении хариджиты выступают за полную "чистоту ислама" и строгое следование традициям и обрядам. Не признавая третейского суда, хариджиты единственным путем решения конфликтов считают вооруженную борьбу. Хариджиты отрицают подлинность XII суры Корана "Йусуф" ("Иосиф").
В 661 году фанатик из секты хариджитов убил халифа Али, в результате чего на троне халифов на 89 лет воцарилась династия Омейядов. Невозможность однозначно решить проблему права на верховную власть после смерти Али заставила хариджитов разработать догматическую систему взглядов на вопрос о власти, которая впоследствии легла в основу всей исламской политической идеологии.
Вследствие споров о власти от хариджиов откололись мурджиты, принявшие верховную власть Муавии. Ортодоксальные хариджиты заняли в вопросе о власти радикальную позицию "родовой демократии", развив учение о верховенстве мусульманской общины, согласно которому халиф должен получать верховную власть от общины только выборным путем. В случае, если халиф не отвечает своему назначению, община вправе низложить его или убить. Законными халифами хариджиты считали Абу-Бекра и Омара, а Омайядов - узурпаторами, принявшими ислам из политических соображений. В последующие периоды такое же отношения было распространено и на Аббасидов.
В начале VII в. внутри хариджизма возникло течение мухаккимитов, а во второй половине VII в. среди хариджитов выделились аджрадиты, азракиты, байхаситы, ибадиты, надждиты, са-алабиты, суфриты.
С середины VII в. до середины VIII в. хариджиты подняли 35 восстаний против центральной власти, которые были с большим трудом подавлены халифатом. Хариджиты завоевали ряд территорий Ирана, Ирака, Аравии и Северной Африки. К X в. активность хариджитов пошла на убыль, и постепенно они прекратили активные действия против халифата.
Численность хариджитов на конец XX века - по разным оценкам от 1 до 3 миллионов человек. Современные хариджиты состоят преимущественно из умеренных ибадитов. Это основное направление ислама в Омане и немногочисленные общины на территории Алжира, Ливии, Туниса и Занзибара.