Япония

Национальная религия японцев представляет собой комплекс верований, позднее получивших общее название "синтоизм".

Согласно археологическим раскопкам, известно о существовании неолитической культуры Дземон, для которой характерны глиняные женские фигурки "догу" и цилиндры из полированного камня "секибо".

В древней японской мифологии сочетаются элементы, общие с верованиями других народов. Учитывая географическую и национальную обособленность Японии, на настоящее время не существует удовлетворительного объяснения этому факту.

С древнейших времен и до настоящего времени в Японии распространен шаманизм. Шаманизм традиционно считается уделом женщин, поэтому во многих позднейших верованиях женшинам приписывается особое могущество.

Основной японской религией является синтоизм.

В древнем синто в основе верований лежит почитание Ками - вездесущих проявлений всего священного. Первоначально Ками не имели святилищ, и им посвящались только обряды, преимущественно сезонные. К этому же периоду относится и формирование синтоистской космогонии, включающей либо третичное деление мира на небо, землю и подземное царство мертвых, либо двоичное - на землю и "вечный мир".

В VI веке в Японию проникает культ будды Амида, впоследствии положивший начало амидаизму.

В VII веке под влиянием китайской политической системы, главное управление по делам Ками стремится выявить всех Ками империи с тем, чтобы построить для них храмы и оказать положенные почести. К X веку японская империя поддерживает существование более трех тысяч храмов Ками.

В результате частичного слияния синтоизма с буддизмом, проникшим в Японию в 538 году и получившем поддержку властей в VIII веке, возник своеобразный синтез. Первоначально произошло отождествление Ками с буддийскими богами Дева, а затем - с воплощениями Бодхисаттв. В обоих культах началась практика обмена между изображениями Будд и Ками.

В конце IX века монах Гэнсин сформулировал первые догматы амидаизма.

В начале XI века возникла первая школа амидаизма - Юдзу нэмбуцу-сю. С амидаизмом связано введение в культовую практику японского буддизма заупокойно-поминальных обрядов.

Во время сегуната Камакура (1185-1333) в синтоизме появляются новые течения Тэндай Синто и тантрический синтоизм Сингон.

В 1253 г. проповедник Нитирэн выступает с идеей учения, которое затем получило его имя и стало одним из главных направлений буддизма в Японии - нитирэнизм.

В последующие столетия возникло течение, стремившееся к очищению синтоизма от буддийского влияния. Под влиянием этого течения возникают новые школы - Ватараи Синто и Есида Синто.

В эпоху Эдо (1603-1867) происходит слияние синтоизма с конфуцианством и создание школы Суйка Синто. В этот же период государственной религией признается синтоистский буддизм.

В XVII веке Мотоори Норинага задался целью восстановить синто в изначальном виде и подверг критике слияние с буддизмом и конфуцианством. Под влиянием идей Мотоори в конце XVIII возникает школа Фукко Синто.

В эпоху Мейдзи (после 1868 года) прошла религиозная реформа, в результате которой синтоизм разделился на четыре типа: Косицу (императорский синто), Дзинздзя (Дзингу) (храмовый синто), Кеха (сектантский синто), Минкан (народный синто). С этого момента и до 1945 года храмовый синтоизм становится государственной религией Японии.

Во время реформы Мэйдзи правительство было вынуждено признать свободу вероисповедания, что означало прежде всего отмену гонений на христианство. Однако при этом право на существование имели только религии, официально признанные государством. При этом "Управление по делам небесных и земных божеств" (с 1872 года - "Министерство религиозного образования") было вынуждено провести классификацию всех культов, в том числе и большого количества новых культов, начавших активно появляться со второй половины XIX века. Только с 1876 до 1908 года основано 12 сект, часть из которых впоследствии отделилось от синтоизма.

С 1947 года до 1971 года в Японии появилось 47 сект синтоистского направления.

Наряду с религиями, пришедшими из Китая - буддизмом (букке) и конфуцианством, а также христианством, появившемся в Японии после 1549 года, синтоизм в Японии сформировал комплекс из четырех религий, сосуществующих по сей день.

Из трех главных религий Японии (синтоизма, буддизма и конфуцианства) сформировалась японская народная религия "минкан синко", представляющая из себя комплекс искупительных, сезонных и спорадических обрядов.

Древнейшим источником национальных японских традиций является книга "Кодзики" ("Записки о делах древности"), которую по распоряжению императрицы Гэммэй офицером Оно Ясумаро около 712 года на основе сказаний. В "Кодзики" излагается история Японии от сотворения мира до 628 года.

Менее древними были книги "Нихонги" ("Анналы Японии"), которая состоит из 31 тома и охватывает период до 720 года, "Фудоки" (VIII век), "Когосю" (807 г.), "Синсэн Седзироку" и "Энги сики" (927 г.).