Конфуцианство
Конфуцианство (жу цзя - школа великих книжников) - так же, как и даосизм,
зародилось в Китае в VI - V веке до н.э. Входит в Сань
цзяо - одну из трех главных религий Китая. Философская система конфуцианства
была создана Кун-цзы (Конфуцием).
Предшественниками конфуцианцев были выходцы из потомственных чиновничьих
семей, которые в случае потери официального поста превращались в бродячих
учителей. Эти люди зарабатывали на жизнь преподаванием древних книг, ставших
впоследствии частью Тринадцатикнижия:
Шицзин, Шуцзин, Лицзи, а также утраченной впоследствии Юэцзин (Книга о
музыке).
Первым этапом конфуцианства была деятельность самого Кун-цзы,
тоже принадлежавшего к бродячим учителям. В его изложении конфуцианство
было этико-политическим учением, в котором центральное место занимали вопросы
нравственной природы человека, семьи и управления государством. Исходной
для Кун-цзы можно считать концепцию
"неба" и "небесного веления", то есть судьбы. Человек,
наделенный небом определенными качествами, должен поступать в согласии
с ними, с моральным законом Дао
и совершенствовать их при помощи обучения. Цель этого совершенствования
- достижение уровня "благородного мужа" (цзюнь-цзы), соблюдающего
Ли - этикет.
Центральное место в учении Кун-цзы
занимает концепция Жэнь
(человечности) - идеальных отношений между людьми в семье, обществе и государстве.
Основным принципом этой концепции является: "Чего не желаешь себе,
того не делай другим". На этой же базе Кун-цзы
развивал свои политические концепции, выступая за четкое разделение
обязанностей между членами общества, образцом для которого должна служить
семья. При этом Кун-цзы отвергал закон.
Характерной чертой учения Кун-цзы
является антропоцентризм. Его практически не интересуют проблему космогонии,
он уделяет мало внимания духам и потустороннему миру, хотя и считает небо
не только частью природы, но и высшей духовной определяющей силой в мире,
а жертвоприношения предкам - важнейшим выражением почтения к ним.
Особое место у Кун-цзы занимала
концепция Сяо - сыновней почтительности,
уважения к родителям и к старшим вообще. Сяо считалось основой Жэнь
и других добродетелей и самым эффективным методом управления страной.
Большое место придавалось Юе - музыке, как лучшему средству изменения
плохих нравов и обычаев, а также Ли - этикету, правилам благопристойности,
регулирующим поведение человека в различных жизненных ситуациях.
Всеобщее признание конфуцианство получило только после смерти Кун-цзы.
В отличие от даосизма,
конфуцианство поддерживало китайскую государственную иерархическую систему.
Одно из главных положений конфуцианства - учение чжэн мин (выправление
имен), которое требовало от каждого человека твердо помнить свое положение
в обществе.
После смерти Кун-цзы конфуцианство распалось на школы:
Идеи Сюнь-цзы оказали значительное влияние на философов периода Хань
(206 год до н.э. - 220 год н.э.), но затем вплоть до XIX века доминировало
учение Мэн-цзы.
Конфуцианство имеет пантеон богов, к которым причислен и Кун-цзы.
Практикуются жертвоприношения. Значительное место занимает культ предков
и вера в духов.
Конфуцианство заняло господствующее положение в Китае при императоре
У-ди,
когда Дун Чжуншу предложил ликвидировать
другие учения и сделать единым объектом почитания конфуцианство. Дун
Чжуншу соединил конфуцианство с учением о космических силах Инь и Янь
и пяти первоэлементах У-син.
Природу человека он определял как врожденную, полученную от небы.В ней
содержится как человечность (Жэнь),
так и алчность, отражающая действия в небе сил Инь
и Янь. Чувства
- источники зла - также часть природы человека; посредством воспитания
она становится доброй и завершенной. Воспитывать людей должен правитель,
выполняя этим волю неба (в этом моменте Дун
Чжуншу противостоит Мэн-цзы).
Эта трактовка отношений между правителем и подданными развилась в дальнейшем
в концепцию "трех связей": правитель-подданный, отец-сын, муж-жена,
где первые компоненты соответствуют доминирующей силе Янь
и являются образцом для вторых, соответствующих подчиненной силе Инь.
Философское направление в конфуцианстве в виде натурального дуализма началось лишь с конца XI века н.э.