Эбиониты (Евиониты, Фибиониты)
Раннехристианская иудеохристианская синкретическая секта. Представляет собой агрессивную и более последовательную часть назореев. Название секты происходит от еврейского слова "евион" - "бедный", что происходит либо от бедности их общества, либо (с точки зрения их оппонентов) от бедности духовной.
Вероучение эбионитов представляло собой смешение элементов христианства и иудаизма с сильным влиянием гностицизма. В основе христологии эбионитов лежало положение о человеческой сущности Христа и отрицалось его рождение от девы. Христос признавался не богом, а пророком, подобным Моисею.
Согласно космологии эбионитов, бог-отец (или первичный дух) породил Барбело (или Пруникос), которая живет в восьмом небе. Барбело родила Иалдаваофа (или Саваофа), который создал нижний мир. После того, как Саваоф провозгласил себя единственным богом, Барбело впала в скорбь и решила, что сотворение мира было ее ошибкой. Чтобы вернуть себе утраченное могущество, она соблазнила архонтов и взяла их сперму, в которой содержалась сила, изначально принадлежавшая ей.
Вследствие своих космогонических представлений эбиониты считали силу, содержащуюся в сперме и менструальной крови, душой. Ту же самую душу они считали растворенной в животных и растениях. Таким образом, эбиониты отождествляли пищу с спермой и менструальной кровью. Они практиковали ритуальное поглощение этих жидкостей, чем якобы приближались к богу и при этом ускоряли процесс восстановления первоначальной стадии мира.
Эбиониты признавали необходимым для всех христиан соблюдение Моисеева закона, в частности обрезания, и считали потому восставшего против этого апостола Павла отступником от веры. Эбиониты признавали христианство не новой религией, а ветвью иудаизма.
Культовая практика эбионитов несколько отличалась от ортодоксальной, в частности, таинство евхаристии совершалось раз в год, в воспоминание тайной вечери. Во время евхаристии употреблялась только чистая вода. На собраниях эбиониты подавали богатое угощение из вина и мяса, а затем занимались ритуальным сексом, представляя сперму телом Христа и по возможности поглощая ее.
Эбиониты считали деторождение грехом и преступлением, т.к. оно вновь разделяет душу и продлевает ее временное пребывание в мире.
Часть эбионитов, бежавших из Иерусалима при разрушении его Адрианом в первой половине II в., образовала секту елкезаитов. Часть эбионитов, бежавшая в Израиль, образовала секту барбелитов.
О эбионитах и барбелитах известно преимущественно из свидетельств Епифания, который в молодости посещал собрания эбионитов в Александрии.