Духовный союз (Никито-Татариновская секта, Русские квакеры)
Русская секта. Основана в 1817 г. в Петербурге Екатериной Буксгевден (Татариновой) под влиянием идей христововерия, скопчества и европейского мистицизма.
Первыми участниками секты были члены семьи Татариновой, в том числе лидер секты Никита Федоров. Всего в секту входило более 40 человек, в основном придворных или представителей высшего света, но посещало собрания гораздо большее число интересующихся, в том числе и министры российского правительства.
Хотя секта возникла на базе христововерия, она не приняла ни догматического, ни нравственного учения христововеров, взяв от них только обрядность и радения как способ доходить до состояния мистического экстаза. Важное значение для деятельности секты имел дар пророчества, который якобы открылся у Татариновой в момент ее перехода из лютеранства в православие.
В основе вероучения секты - деление церкви на священно-обрядовую и внутреннюю, созидающую в сердце. Обрядовая секта, по теории Духовного союза, тоже была освящена Святым духом, но со временем утратила эту связь, поэтому таинство причащения в ней не действует, а церковь духовно мертва и бездейственна. Только в тайных общинах, свободных от богослужебного ритуала, можно обрести приверженцев, облеченных апостольской силой.
Собрания секты обычно открывались чтением священных книг, затем пелись песни, положенные на простонародные мелодии Никитой Федоровым. Затем начиналось классические христововерское радение, заканчивающееся тем, что на кого-либо из присутствующих "накатывал" Святой дух, и он начинал пророчествовать.
Секта пользовалась поддержкой при дворе. Сама Татаринова была приближена к императрице Елизавете Алексеевне, ей давал аудиенцию император Николай I.
До 1822 г. собрания секты проходили открыто, в квартире Татариновой в Михайловском дворце. В 1822 г. во дворце разместилось инженерное училище, одновременно с этим был издан запрет на тайные общества.
В 1825 г., из опасения перед преследованиями, секта основала за городом, около Московской заставы, сектантскую колонию.
В 1837 г. по распоряжению министров Бенкендорфа и Дуббельта колония была закрыта, все приверженцы секты посажены под домашний арест. Делом секты занимался специальный раскольничий комитет, который решил, что деятельность Духовного союза противоречит законам Российском империи и духу православной церкви. На этом основании деятельность секты была прекращена, ее организаторы сосланы в монастыри, остальные члены секты переданы под надзор полиции. Татаринова была послана под строгий надзор в кашинский Сретенский женский монастырь, где прожила 10 лет, отказываясь признать свои религиозные воззрения заблуждением.
Только в 1847 г. Татаринова признала свои заблуждения, и ей было разрешено сначала проживать вне монастыря, а затем переехать в Москву.