Неплательщики
Секта в беспоповском течении старообрядчества. Генетически связана с бегунами. Зародилась в Красноуфимском уезде Пермской губернии, во второй половине XIX в., и первоначально распространялась преимущественно на уральских заводах.
Этиологическая основа секты базируется на толковании манифеста об освобождении крестьян 1861 г. в смысле освобождения от платежа податей и повинностей. Исходным пунктом религиозного миросозерцания неплательщиков служит традиционная для старообрядцев мысль о том, что настоящее (послепетровское) время - время Антихриста. Правды теперь на земле нет, она скрылась на небо. Нет этой правды и в официальной церкви, следовательно, с этой церковью необходимо разорвать всяческую связь.
Неплательщики являлись своеобразным анархическим социально-религиозным течением в старообрядчестве. Они отрицали установления власти, отказывадись от уплаты податей и исполнения государственных обязанностей.
Неплательшики отказались от всяческой религиозной обрядности: частично отвергли почитание святых (поклоняясь отдельным "старым" мощам), богослужение, таинства, не совершают крестного знамения, не носят креста, не признают постов. Молитвы заменены на домашние религиозные беседы, на них читаются Евангелие, Ветхий завет, творения Кирилла Иерусалимскаго, Ефрема Сирина и др. В качестве единой и безусловной власти, как светской, так и духовной, признается только Бог. Священное писание понимается в духовном смысле. Таинство брака заменено сводом. В отношении ношения креста неплательщики говорят: "нужно по-христиански жить, и будешь нести крест свой".
С введением в 1874 г. всеобщей воинской повинности случаи неподчинения неплательщиков властям стали все более частыми.
Деятельность неплательщиков вызвала строгие меры воздействия со стороны как светских, так и духовных властей. Однако все притеснения воспринимались ими как испытание, посылаемое свыше, поэтому все репрессии оказались безрезультатными. Начиная с 1871 г. большая часть неплательщиков была сослана в Сибирь.
После установления советской власти остатки неплательщиков в Пермской области постепенно рассеялись, частично смешавшись с другими старообрядческими течениями, в Сибири же продолжали жить оседло, небольшими коммунами. Уровень конфликтности с властями снизился, хотя неплательщики продолжают отказываться от уплаты налогов и воинской службы. К концу XX в. численность неплательщиковзначительно уменьшилась, однако отдельные общины продолжают существовать в Якутии и Восточной Сибири.