Мэн-цзы

Мэн-цзы (Мэн Кэ, ок. 372 - 289 год до н.э.), древне-китайский философ, представитель конфуцианства. Основатель одноименной школы конфуцианства. Написал заключительный трактат Тринадцатикнижия, являющегося конфуцианским каноном. Родился в царстве Цзоу (сейчас юго-восточная часть уезда Цзоусянь в южной части провинции Шаньдун). Как и Кун-цзы, много путешествовал по древне-китайским государствам Ци, Сун, Тэн, Лян, около 40 лет проповедуя свое учение и предлагая свои услуги правителям. Остаток жизни провел в беседах со своими учениками, результатом которых явился трактат Мэн-цзы.

В основе учения - превознесение моральных устоев мифических правителей древности Яо и Шуня (2356 - 2206 год до н.э.). Учение базировалось на тезисе об изначальной доброте человеческой натуры, согласно которому человек обладает врожденным добром и способностью творить его. Мэн-цзы считал, что человеку присущи следующие черта:

Зло - результат ошибок и неправильной деятельности людей, неследования своей природе, неспособности огородить себя от вредного внешнего влияния. Для искоренения зла достаточно восстановить превоначальную природу человека путем познания. Мэн-цзы первым ввел понятие гуманного управления государством. Идеи Мэн-цзы оказали сильное влияние на представителей неоконфуцианства, в частности, на Ван Янмина.

Одним из основных понятий философии Мэн-цзы было небо, которое трактуется им (как и Кун-цзы) двояко, но прежде всего как высшая направляющая сила, определяющая путем воздействия на народ и правителей судьбы людей и государств.

В учении Мэн-цзы впервые наметился вопрос о соотношении идеального и материального, причем в этом вопросе он первостепенную роль отводил воле (Чжи).

Роль Мэн-цзы по отношению к Кун-цзы часто сравнивают с ролью Платона по отношению к Сократу. С его именем связана защита Кун-цзы от противников: Мо-цзы и Ян Чжу.

Last updated: