Сатана (Сатанаил)

Древнеевр. "противник".

Первое появление понятия "Сатанаил" связывают с архаическими дуалистическими мифами, в которых он выступает как противник бога-демиурга. На последующее формирование образа сатаны оказали влияние иранская мифология и зороастризм, в частности верховное зороастрийское божество Ахурамазда и зороастрийский дух зла Ангро-Манью. В дальнейшем развитие понятия о сатане связано преимущественно с иудаистскими, христианскими и исламскими представлениями об образе зла.

Образ Сатаны получил развитие у евреев в период вавилонского пленения на базе представлений о том, что людям изначально не свойственно жестокое обращение с себе подобными, и ответственность за зло должна лежать на Боге. В ветхозаветных текстах сатана - имя нарицательное, обозначающее отступника, соперника, выступающего против Бога и создающего помехи людям (Первая книга Паралипоменон, книга Иова, Книга пророка Захарии). Сатана ветхозаветного периода не является самостоятельной злой силой, а выступает как искушающий и карающий посланник Бога.

Дальнейшее развитие еврейских представлений о добром и всемогущем Боге привело к отторжению мысли о возможности Бога принимать участие в творимых на земле злодеяниях. Результатом этого отторжения явилось развитие евреями зороастрийской концепции Сатаны как противника не только человека, но и самого Бога. Очевидное противоречие этой концепции заставило евреев представить Сатану как духа, изначально сотворенного добрым, но по собственной воле совершившим грехопадение. Присвоив Сатане свойства тварности и руководства демонами, евреи фактически отделили его от Ангро-Манью, с которым до этого момента Сатана полностью ассоциировался.

Пришедшая из (главным образом) богомильской ереси и бытующая в народных поверьях аналогия сатаны с ветхозаветным Змеем (Книга Бытия) на самом деле не имеет под собой реальной основы. Змей из Книги Бытия является типичным трикстером. Возможно, подобные ассоциации являются также следствием апокалиптических ассоциаций сатаны с "драконом" и "змеем древним". Тем не менее позднейшая христианская (особенно подвергшаяся богомильскому влиянию) и иудаистская литература так или иначе отождествляет ветхозаветного змея или непосредственно с сатаной, или с его посланником.

В новозаветных текстах сатана или аналогичен ветхозаветному (Евангелие от Матфея, от Марка), или является конкретной персонификацией зла, вошедшего в Иуду (Евангелие от Луки). В Новом завете сатана "обладает властью над злом" (Деяния святых апостолов). Здесь он показывается в образе лицемера, притворщика, принимающего образы положительных героев (Второе послание апостола Павла). Наибольшее развитие образ сатаны получил, естественно, в Апокалипсисе, где он уже конкретно персонифицируется как глава царства зла, порождающий Антихриста.

Тем не менее, в раннем христианстве сатана не являлся конкретной личностью, а представлял собой обобщающий образ - первоначально отступника в принципе, а затем символа зла. Иногда встречающееся в Новом завете отождествление дьявола с сатаной связано, вероятно, с нежеланием переводчиков использовать значения этих терминов (соответственно "клеветник" и "противник")

В народном фольклоре и быту с сатаной часто отождествляется также Люцифер и Вельзевул. На самом деле, подобные аналогии неверны, так как Вельзевул в Новом завете встречается только в Евангелиях от Матфея и от Марка и только в значении "князя бесовского". Люцифер же вообще не встречается в явном виде ни в Ветхом, ни в Новом завете, а в более поздней христианской литературе соотносится то с неким "падшим ангелом", отождествляющимся с ветхозаветным языческим демоном планеты Венера из пророчества о гибели Вавилона, то с неким "ангелом света", восставшим против Бога.

В последующей литературе, созданной под сильным влиянием эллинистической демонологии - христианской (преимущественно апокрифической, особенно "Книге Еноха"), гностической и особенно мистической - сатана приобретает конкретные черты, становится личностью. В этот период персонифицированный Сатана воспринимается как главный антагонист Бога и всех верных ему сил, враг человеческого рода, повелитель всех злых сил, представитель зла, порожденного спровоцированной восстанием ангелов против Бога небесной войной. Причина этого восстания по-разному описана в различных источниках, но в конечном счете сводится к двум версиям. По одной из них, после сотворения Адама ангелы, возжелавшие человеческих дочерей, спустились на землю и прелюбодействовали с ними, породив злых исполинов-демонов. По другой, ангелы были свергнуты с небес еще до сотворения человека по причине гордыни, преисполнившей их завистью к Богу.

С точки зрения ортодоксального христианства и иудаизма, Сатана не является сыном Бога и противостоит Богу не на равных основаниях, не как божество, а как падшее творение Бога, отступник, обращающий против Бога силу, полученную от него же. Тем самым Сатана парадоксальным образом содействует выполнению божественного замысла. В этом аспекте христианская философия попадает в тупик неразрешимого противоречия между предопределенностью всего происходящего (в том числе явления Сатаны) всесильным Богом и определением Сатаны как зла, против которого (и, следовательно, против воли Бога) следует бороться.

Христианская концепция Сатаны была развита церковными писателями и отцами церкви - Тертуллианом, Лактанцием, Августином Аврелием. Эта концепция существовала в христианском богословии вплоть до XI в., до появления народных дуалистических ересей. Согласно ей, Сатана был сотворен до сотворения мира, хотя и не был сыном Бога, и занимал высокое место в иерархии духов. После сотворения мира ряд ангелов во главе с Сатаной, будучи одержимы гордыней и завистью, восстали против Бога и пали. Сатана и его ангелы вездесущи, имеют эфирные тела и могут воплощаться в любую субстанцию. Они обитают либо под землей, в царстве древних богов, либо в воздухе, как ангелы, либо на земле, в некоем воплощении. Апокалиптический Антихрист не ассоциировался напрямую с Сатаной, являясь полководцем войска Сатаны, но в народном представлении часто смешивался с Сатаной.

В концепции Августина Аврелия присутствовал парадокс, заключающийся в том, что Сатана был низвергнут с небес, и его власть над людьми сокрушена любовью Христа, однако он и его прислужники по-прежнему имеют власть над людьми и губят человеческие души. В борьбе с этим парадоксом христианство было вынуждено разработать концепцию двойной природы зла, состоящей из злой воли Сатаны и его ангелов и извращенной воли Адама и его потомков. Бог по своей природе добр и не желает зла, но допускает его, если не как возмездие за первородный грех, то как следствие его. Именно поэтому Бог позволяет Сатане искушать и наказывать христиан, однако гораздо большую власть он дает Сатане над не-христианами и плохими христианами.

С точки зрения ряда дуалистических христианских ересей (к примеру, богомилов, манихеев, евхитов), Сатана представляет собой анти-бога, божество зла, полностью равное христианскому Богу по уровню и силе. Попытки христианских теологов ограничить могущество Сатаны в народных представлениях потерпели крах - простонародье испытывало благоговейный ужас перед духами зла и приписывало их повелителю сверхъестественные способности. Усилению народных представлений о могуществе Сатаны в значительной степени способствовало течение катаров, фактически опровергнувших концепцию Августина о Сатане. Немалую роль в развитии мифологии Сатаны в раннем средневековье сыграла мода интеллектуальной среды на идеи Аристотеля о жестко упорядоченном универсуме, в котором все иррациональные силы являются силами зла. С этого периода в христианской богословской среде шла постоянная борьба между аристотелевской и неоплатонической концепциями зла, нашедшая яркое отражение в средневековом искусстве.

Образ Сатаны как верховного правителя царства зла и антагониста светлых сил, несмотря на демонстративное порицание его христианством и иудаизмом, является неотъемлемым и необходимым элементом вероучения, создающим опору для последующего сравнения добра и зла, определения критериев оценки человеческих мотивов и поступков, сравнения вероучений.

Уже начиная с раннего средневековья вопросы толкования понятия "сатана" становятся значимыми в различных христианских ересях, а впоследствии - и в протестантских течениях.

Образ сатаны активно использовался в средние века различными тайными орденами, а в новое время - сектами сатанистской ориентации.