Ньяя

Ньяя (санскр. правило, рассуждение), одна из ортодоксальных систем древне-индийской философии. Не отвергает авторитет Вед, но свое учение строит на независимых основаниях. Во многих отношениях Ньяя близка Вайшешике, и нередко они рассматриваются вместе как единая система. Основы Ньяи заложены Ньяя-сутрой Готамы. Идеи Ньяи развивались в Ньяя-бхашье Ватсьяяны, а также в сочинениях Уддьйотакары, Вачаспати, Удаяны, Джаянты.

Ньяя дала детальную классификацию источников достоверного познания, разработала учение о сверхчувственном восприятии и его трех видах, о типах обычного восприятия:

  • Савикальпака - определенное восприятие
  • Нирвикальпака - неопределенное восприятие
  • Ньяя разработала логическую теорию вывода:

  • Структура частей вывода
  • Пятичленный силлогизм
  • Основания вывода
  • Классификация выводов
  • Логические ошибки
  • Кроме того, ньяя разработала оригинальную теорию физического мира, основанную на выделении объектов познания, в частности, "Я" (атмана), ума (манаса) и тела. Связь "Я" с объектами порождает привязанности, желания, антипатии, ненависть, то, что заставляет "Я" действовать, вовлекаться в круговорот рождений и смертей, страданий и греха. Правильное познание освобождает человека от этой вовлеченности. Само освобождение понимается как прекращение отрицательных факторов, а не как состояние счастья. Освободившееся "Я" выступает как чистая субстанция, не связанная с сознанием.

    Ньяя признает бога в виде бесконечного "Я", создающего, сохраняющего и разрушающего мир. Мир, согласно ньяе, создается из вечных атомов, пространства, времени, умов, душ и акаши.

    Ньяя стремилась к критическому толкованию метафизических проблем. Исходя из освобождения (мокши) как конечной цели человеческой жизни, Ньяя подчеркивает важность умозрения для познания реальности. Условия и методы истинного познания могут быть определены, согласно ньяе, с помощью логики и ее законов. Ньяя признает четыре самостоятельных достоверных источника познания:

  • Восприятие (пратьякша), связано с органами чувств и может быть внешним (зрение и слух) или внутренним (ум-манас).
  • Вывод (анумана), предполагает сознательное выделение признака данного объекта и содержит три термина - меньший, больший и средний, который их соединяет.
  • Сравнение (упамана), основано на связи между вещью и ее названием.
  • Доказательство (шабда), относится к познанию невоспринимаемых объектов, исходящему от авторитетных лиц.
  • Имеется также ряд недостоверных источников познания:

  • Память
  • Сомнение
  • Ошибка
  • Гипотетический аргумент
  • Поздним продолжением школы ньяя является Навья-ньяя.