Вайшешика

Санскр. от вишеша - различие, особенность - древне-индийская философская школа, признающая авторитет Вед, но опирающаяся в своей теории на независимые основания. Близка к ньяе, с которой образовала позднее единую школу. Основателем вайшешики считается Канада (он же Улука), его сочинение Вайшешика-сутра - первое систематическое изложение теории вайшешики. Другие важные источники: Падартха-дхарма-санграха Прашастапады, труды Удаяны, Шридхары, Валлабхачарьи.

Согласно вайшешики, существует семь видов реальности, выступающих как объекты познания. Из них шесть положительны - дравья (субстанция), гуна (качество), карма (действие), саманья (всеобщность), вишеша (особенность), самавая (присущность), и одна отрицательная - абхава (небытие). Субстанция, представляющая собой субстрат качества и действий, но отличная от них, выступает в девяти формах, пять из которых (земля, вода, огонь, воздух, эфир-акаша) являются физическими элементами, воспринимаемыми органами чувств, а четыре других неощутимы (как и акаша, которая, однако, является субстратом звука), едины, вечны и всепроникающи: пространство, время, душа как субстрат сознания и ум (манас) для восприятия индивидуальной души и трактуемый как внутреннее чувство.

Субстанция несет в себе качество, которое не существует вне нее и не проявляет какой-либо активности; она определяет природу вещей. Вайшешика определяет 24 качества.

Действие понимается вайшешикой как физическое движение пяти видов: вверх, вниз, внутрь, вовне, с места на место. Некоторые действия не воспринимаются, например, действие манаса. Всеобщность представляет собой вечную сущность, общую все элементам данного класса. Противоположна всеобщности категория особенности (вишеша), индивидуализирующая вечные сущности мира. Под присущностью вайшешика понимала нерасторжимую и постоянную связь.

Наиболее выдающейся частью учения вайшешика является атомистическая теория, объясняющая ту часть Вселенной, которая состоит из физических элементов и подвержена возникновению и разрушению. Все составные физические объекты состоят из четырех атомов, соединяющихся в двойки, тройки и иные типы организации. Сами атомы понимаются как несотворенные и вечные элементы, указывающие предел членения материального объекта. Мир создан из атомов, но движущей силой является бог, действующий в соответствии с законом кармы.

В системе вайшешика была детально разработана теория создания и разрушения Вселенной.