Гуны
В древне-индийской философии субстанции-силы,
входящие в состав пракрити и направляющие ее
развитие в определенном направлении. Учение о гунах получило особое развитие
в Санкхье: пракрити
состоит из трех гун - саттвы, лежащей в основе удовольствия и являющейся причиной положительных эмоций; раджаса, стимулирующего элемента и порождающего страдание; тамаса - пассивного, отрицательного начала, порождающего апатию, безразличие, косность. Гуны невоспринимаемы, о их существовании можно судить
только по их следствиям - объектам мира, отражающим преобладающий тип гуны
и, следовательно, вызывающим или радость, или отрицательные эмоции, или
индиферентность. Три гуны могут находиться как в состоянии конфликта, так
и в состоянии равновесия, обеспечивающего гармонию. Все нейтральные объекты
объясняются преобладанием какой-либо из гун. Гуны пронизывают все объекты
и находятся в процессе вечного изменения, который бывает двух типов: Сварупа-паринама
и Вирупа-паринама.
В других философских школах гуны понимались иначе. Для вайшешики
гуна - качество, обладающее теми или иными свойствами. В упанишадах
гуны - психические состояния, вызывающие отрицательные филические и духовные
эффекты. В некоторых системах гуны характеризовали разные типы реальности.