Евномианство (Анамейство, Аномейство, Аэтианство, Крайнее арианство)

Раннехристианская ересь. Основана в конце IV в. епископом Аэтием и развита епископом Евномием, низложенным впоследствии за арианское взгляды. Одно из названий ереси происходит от греч. "аномиус" - "не подобный".

Евномиане придерживались крайне арианских взглядов. Признавая, в отличие от ариан, что человеческий разум может понимать природу бога, евномиане полагали сущность этой природы в безусловной первоначальности, непроизведенности или нерожденности бога. Из этого положения делался вывод, что природа "рожденного", тварного, Бога-сына не тождественна и не подобна природе "нерожденного" Бога-отца. Сами термины "отец" и "сын" избегались как близкие по природе; вместо термина "бог-отец" использовался термин "нерожденный".

Единственной связью между людьми и богом евномиане считали разум или веру, основанную на логике. При крещении евномиане окунали лишь верхнюю часть тела, обращая ноги крещаемых кверху над головой, полагая, что нижняя часть не подлежит спасению и должна быть отдана дьяволу.

Евномиане пытались изъяснить божество при помощи аристотелевских и геометрических силлогизмов и таким образом доказать, что Христос не мог произойти от Бога-отца.

Евномиане отрицали христианские представления о грехе, считая, что ничего не требует Бог, кроме того, чтобы кто-либо пребывал в этой признаваемой ими вере.

Приверженцами евномианской ереси были преимущественно жители Антиохии и Константинополя из высших классов. Секта некоторое время процветала, особенно в царствование Валента, но вскоре после смерти Евномия прекратила свое существование.

Ересь евномианства осуждена на II Константинопольском Вселенском соборе.