Анабаптизм (Перекрещенцы)

Христианская ересь позднего средневековья. К анабаптистам относились представители радикальных протестантских сект эпохи Реформации, критически относившихся ко многим церковным обычаям и ритуалам. В основе вероучения анабаптистов - идея о том, что в каждом верующем живет Дух Божий, освящающий верующего и руководящий всей его жизнью. Все церковные законы анабаптистами воспринимались как ограничение свободы Духа, действовавшего в верующих.

Название течения (греч. anabaptizo - вновь погружаю) происходит от практики повторного крещения взрослых человек.

Анабаптисты расходились с традиционным христианством в трактовке воплощения Христа, не рассматривали Священное писание как абсолютный авторитет, считая основой религии личную веру. Анабаптисты выступали за упразднение феодальных и церковных привилегий и зачастую за коллективное землевладение. Осуществление этих действий анабаптисты считали началом практической реализации царства божьего на земле.

Впервые анабаптизм появился в Германии, в г.Цвиккау, в 1520 г. Руководили сектой Томас Мюнцер, Николай Шторх и Марк Штюбнер. За анархические выступления Мюнцер вскоре был изгнан из Цвиккау и начал проповедовать по всей Германии. Оставшиеся в Цвиккау анабаптисты подняли восстание против городских властей. Часть восставших было арестовано, часть во главе с Шторхом и Штюбнером переселилась в Виттенберг. В 1522 г. анабаптисты были изгнаны и оттуда.

Мюнцер, возглавивший отряд восставших в Крестьянской войне в Германии (1524 - 1525), в 1525 г. был схвачен и казнен. После этого в Германии начались преследования анабаптистов. Анабаптизм продолжал развиваться в Швейцарии и Нидерландах. Только в 1529 г. в Германии возникла новая группировка анабаптистов, основанная выходцами из Нидерландов Иоанном Матисеном и Иоанном Боккольдом. Выдавая себя за пророков, они основали в 1534г. в г.Мюнстере так называемую Мюнстерскую коммуну. Все не принявшие новое крещение были изгнаны, а город осажден мюнстерским епископом.

Матисен вскоре был убит в бою, а Боккольд объявил себя мессией, короновался и создал двор по аналогии с королевским. Он назначил по аналогии с апостолами 12 помощников. Анабаптисты в осажденном городе проводили время в кутежах, завели многоженство и практически прекратили оборону. В 1535 г. Мюнстер был взят епископскими войсками. Боккольд и все его приближенные были казнены.

После поражения анабаптисты бежали в Голландию, Англию, Чехию, Моравию, позже многие переселились в Северную Америку.

После переселения в учениях анабаптистов возобладали эскапистские и пацифистские настроения, а общие идеи переустройства сменились эсхатологическими ожиданиями и надеждой на второе пришествие Христа. Анабаптисты и их преемники (меннониты, гуттерское братство) отвергают насилие, ношение и применение оружия, осуждают присягу как идолопоклонство, отрицают военную и государственную службу.

Некоторые идеи анабаптизма были переняты баптистами и квакерами.