Мадхьямика (Шуньявада)

Санскр., от мадхья - средняя, или (санскр., от шунья - пустота.

Основная школа махаяны, наиболее значительная школа буддизма вообще. Основы доктрины мадхьямика встречаются в Праджнапарамита-сутрах, систематизированное учение было осуществлено во II веке н.э. Нагарджуной и закреплено его учеником Арьядевой (III века н.э.). В дальнейшем мадхьямика разделилась на мадхьямика-прасангика (V-VIII век н.э.) и мадхьямика-сватантрика, которая в свою очередь разделилась на две школы (первая соединилась с Вайбхашикой, вторая - с Йогачарой).

В основе мадхьямики лежит отрицание реальности бытия дхарм и, таким образом, наиболее радикальное в буддизме отрицание реальности внешнего мира и, в отличие от йогачары, реальности внутреннего мира. Мадхьямика утверждает, что признание существования всего - это одна крайность, непризнание - другая крайность, а истина в середине, что и есть шунья. Мадхьямика определяет эту позицию как утверждение срединной точки зрения истинного буддизма (мадхья). Поскольку нирвана в системе мадхьямика предстает как истинное понимание мира, состояние шуньи, то для мадхьямики характерно подчеркивание тождественности абсолюта и мира (нирваны и сансары).

Подлинно реальным могло бы быть лишь то, что обладало бы самобытием (свабхава), т. е. существовало бы само по себе. Но именно такого бытия и невозможно допустить логически: все существует лишь благодаря другому, и нет никакого конечного пункта, который мы могли бы считать первоосновой.

Радикальным отличием Мадхьямики от ряда других школ буддизма является признание наличия объективного мира в следующей трактовке: решение этого вопроса непроверяемо и недоказуемо, но положительное мнение о сушествовании объективного мира более естественно и не ранит человеческую психику, в то время как отрицательное решение трудно для восприятия и понимания.

По сути мадхьямика систематизировала и рационализировала доктрину Праджняпарамита.

Для доказательства непригодности понятийного мышления мадхьямика выработала своеобразный метод, приводящий категории разума к противоречиям и утверждающий неразличимость мышления и бытия.