Пратитьясамутпада

Пратитьясамутпада (санскр. - координация элементов-дхарм), закон деятельности дхарм в буддизме, иногда называемый законом причинности. По существу предсавляет из себя закон совместно-зависимого происхождения элементов, когда один элемент всегда после другого и перед другим без существенного при этом влияния друг на друга. Пратитьясамутпада представляет собой сочетание 12 звеньев, или нидан (отсюда другое название: 12-членная цепь):

  • 1. Авидья (невежество)
  • 2. Санкхара (склонности)
  • 3. Виджняна (сознание-разум)
  • 4. Нама-рупа (психические и чувственные элементы)
  • 5. Шадая-тана (органы чувств)
  • 6. Спарша (соприкосновение)
  • 7. Ведана (ощущения-эмоции)
  • 8. Танха (желание)
  • 9. Упадана (схватывание)
  • 10. Бхава (становление)
  • 11. Джати (рождение)
  • 12. Джара-маран (старость-смерть)
  • Порядок последовательности может быть иной.

    Буддийское предание помещает формулирование пратитьясамутпады непосредственно после изложения четырех благородных истин.

    Существует две интерпретации пратитьясамутпады:

    1. Психологическая - объяснение происхождения индивидуальной жизни, связанного с ней страдания, свойстенная раннему буддизму: с какого бы члена не начался процесс происхождения бытия и страдания, несомненно, согласно пратитьясамутпаде, причина его не в мире, а в определенном отношении человеческого "Я" к миру, то есть в желании;

    2. Космическая (исходящая из общебуддийской идеи неразрывности индивидуаьного и космического, психологического и онтологического) - представление каждого звена цепи как определенной совокупности дхарм, считая, что пратитьясамутпада объясняет становление всего вообще.

    Last updated: