Спиритуализм (течение) (Спиритизм)

Эзотерическое течение, составившее группу оккультных сект. Явилось предтечей "Нового века" и впоследствии стало одним из его течений. Как религиозное течение сформировалось в конце XIX века.

Толчок к зарождению спиритуализма дал кризис христианской церкви середины XIX в., породивший стремление к поиску истинной духовности, единой вероучительной доктрины и единого ключа к тайнам Вселенной и человечества, а как следствие - маниакальный интерес к мистике, тайным учениям и древней философии. В центре внимания европейского общества оказалась смерть, окружавшие ее ритуалы и тайны и загадка загробной жизни.

Зарождение спиритуализма относят к мистификации юных дочерей Фоксов из Гайдсвилля (Рочестер, Нью-Йорк). В 1848 г. двенадцатилетняя Кэтрин и тринадцатилетняя Маргарет заявили о том, что они способны принимать информацию от духов загробного мира в виде стуков и ритмических шумов. Сестры Фокс брались интерпретировать эти сообщения и отвечать на них. Несмотря на явную игровую форму и недостоверность действий сестер Фокс, они быстро стали национальными знаменитостями, начав давать публичные выступления в цирке Барнума и поступив на работу в "Нью-Йорк Трибун". Ажиотаж вокруг этой мистификации, получивший название "гайдсвилльского феномена", породил моду на спиритические сеансы по всему миру.

Идеологические основы спиритуализма были взяты из трудов Сведенборга и Месмера.

Догматика всех спиритуалистических групп основывается на вере в безличный бесконечный вездесущий и всемогущий разум, выражением которого на Земле является духовная и материальная природа человеческого существования. Признается бессмертие души и посмертное воздаяние за добрые и злые поступки. Некоторые секты допускают возможность происхождения человека из низших форм жизни.

Целью жизни человека объявляется разжигание в его душе "божественной искры" путем получения великих откровений из духовного мира. Согласно вероучению спиритуалистов, все люди рано или поздно станут причастны к радостям Саммерленда (рая в концепции спиритуалистов). спиритуализм поддерживает и развивает идею некоего высшего духовного братства, наблюдающего за судьбами людей.

После ряда неудачных европейских революций 1848 г. спиритуализм стал популярным и в Европе, став частью духовно-освободительного движения феминисток, гомеопатов, натуропатов, вегетарианцев и т.д. К спиритуализму примкнули многие выдающиеся люди того времени - Роберт Оуэн, Виктор Гюго, Элизабет Баррет Браунинг, Эдвард Бульвер-Литтон.

К 1853 г. спиритуализм достиг невиданной популярности в Европе и США. Спиритические сеансы начали играть роль богослужения, а медиум заменил священника. Особенно популярны стали женщины-медиумы из простонародья, так как повсеместно считалось, что женщины по своей природе более чувствительны к деятельности духов, а недостаток интеллекта очищает духовный канал для сообщений.

Мощный толчок развитию спиритуализма дал Даниэл Данглас Хоум, способный медиум, получивший широкую популярность благодаря своим гомосексуальным связям в высших кругах Европы.

В 1893 г. в Чикаго группой медиумов была основана Национальная спиритуалистическая ассоциация церквей. В дальнейшем от нее откололось несколько сот групп.

Основные вероучительные положения спиритуализма содержатся в "Декларации принципов", принятой в 1899 г. Национальной спиритуалистической ассоциацией церквей.

Большие споры среди спиритуалистов (из-за которых произошло множество расколов) вызывают отношение к реинкарнации и христианству. Часть сект отвергло все христианские догматы, часть подчеркивает свою христианскую сущность. В отношении реинкарнации также произошло расслоение отдельных сект на два лагеря. В любом случае все спиритуалисты считают только спиритуализм истинной религии и к другим конфессиям относятся отрицательно и даже враждебно.

Культовая практика спиритуализма состоит из коллективных или индивидуальных спиритических сеансов, цель которых - общение с духами или душами умерших людей для получения от них ценной информации, как правило, оккультного характера.

По приблизительным оценкам, на конец XX века насчитывалось около 20 миллионов приверженцев спиритуализма.