Школа Экономической Науки (SES)
Организация, основанная в середине 30-х годов XX в. Эндрю Маклареном в целях распространения социалистических идей американского экономиста Генри Джорджа.
В 1947 г. управление организацией было передано сыну Эндрю Макларена, адвокату Леону Макларену, увлекавшемуся мистикой и теософскими идеями Петра Успенского. Леон Макларен был убежден, что экономические проблемы можно решить только путем воздействия на духовную жизнь человека. Благодаря усилиям Леона Макларена Школа Экономической Науки сблизилась с "Обществом для изучения нормальной психологии", приняла идеи Успенского и превратилась в религиозную организацию.
С конца 40-х годов XX в. деятельность Школы Экономической Науки заключалась в преподавании идей Успенского и Гурджиева под видом курсов "практической философии", истории этики и политики. Эти курсы проводились в школах и на специальных циклах повышения образовательного уровня взрослых.
В 1960 г. Леон Макларен встретился с основателем и главой секты "Трансцендентальная медитация" Махариши Махеш Йоги, увлекся идеями адвайта-веданты и попытался объединить воедино "Трансцендентальную медитацию", "Общество для изучения нормальной психологии" и "Школу Экономической Науки", однако этому помешали внутренние противоречия трех организаций и денежные конфликты их руководителей. После разрыва с этими организациями Школа Экономической Науки реализовала собственную синкретическую вероучительную доктрину, синтезировав индуистскую теологию с оккультной практикой Гурджиева.
В основе вероучения секты - интерпретированная Петром Успенским доктрина Гурджиева о Мере как комплексе правил, необходимых для понимания естественных законов Вселенной и распространения Абсолюта, для служения которому и существуют люди. Абсолют проявляется во всем через простые законы, известные SES, однако его проявления нивелируются человеческим невежеством и злом.
В вероучении секты существует понятие "Внутреннего Круга" - теософского пантеона, куда входят Будда, Лао-цзы, Моисей, Сократ, Христос, Леон Макларен и Фрэнсис Роулз. Рядовой приверженец секты имеет шанс попасть во "Внутренний Круг", признав и осознав, что имеется существенное различие между сущностным "Я" и личностью; что сущностное "Я" отражает Абсолют, пока этому не препятствует личность; что цель жизни - прямое общение между сущностным "Я" и Абсолютом; что сущностное "Я" способно развиваться только за счет умаления личности. Большая часть видов человеческой деятельности сектой считается бессмысленной. Осмысленными действиями признаются медитация, самонаблюдения и самобичевание - духовное или физическое.
Культ секты выражается через жесткие правила, обязательные для каждого ученика и приверженцы SES. Эти правила диктуют нормы питания, поведения, быта, одежды, секса и других сторон человеческой жизни.
Приверженцы секты отрицают феминизм и унисекс и проповедуют четкое разделение полов. В самой школе исповедуется раздельное обучение и проживание разнополых учеников. Пение санскритских текстов считается базисом образования. Современная культура в виде литературы, телевидения, радио, танцев отвергается. Исходя из личных пристрастий Леона Макларена, официальным художником секты признается Леонардо да Винчи, а официальным композитором - Вольфганг Амадей Моцарт.
Согласно идеологии секты, жизнь должна заключаться в сексуальном воздержании, исповеди, публичном покаянии в грехах, иерархическом подчинении и социальной покорности.
Организация секты строго иерархична. Рядовые члены секты подчиняются "личным наставникам", перед которыми отчитываются в выполнении правил секты и которым полностью подчиняются. "Личные наставники" подчиняются "лидерам". "Лидеры" подчиняются помощникам руководителя секты, который живет в уединении и позиционируется для всех членов секты как некая загадочная харизматичная личность.
В секте исповедуется строжайшая дисциплина. Распространена система наказаний за малейшие проступки, зачастую весьма замысловатых и жестоких.
В 1970 г. SES вступила с политический альянс с Либеральной партией Великобритании, что впоследствии сыграло дурную службу, спровоцировав в 80-х годах XX в. ряд скандалов по подозрению в тайных связях партии.
В 1983 г. вокруг Школы Экономической Науки разразился скандал, связанный с специальными школами для детей, созданными под эгидой SES. Практически все предметы в этих школах, включая естественные науки, преподавались в свете оккультной идеологии Гурджиева. При этом низкая стоимость обучения и высокий уровень порядка в школах первоначально привлек в них большое количество людей из среднего класса, в связи с чем школы SES стали очень популярны в США, Австралии и ряде европейских стран. В школах SES в обязательном порядке преподавалась классическая индийская философия и санскрит, а также практиковались телесные наказания.
Основной скандал развернулся в Лондоне, когда несколько родителей обратились в газеты с жалобами на жестокие наказания и непонятную для детей проповедь восточных философий. Англиканская церковь выступила с резкой критикой SES, объявив ее индуистским культом, направленным против христианской церкви. SES была вынуждена резко сократить свои образовательные программы.