Кальвин Жан (Ковен Жан)
(1509 - 1564)
Француз, видный деятель Реформации, основатель кальвинизма. Изучал теологию, искусство и право в университетах Парижа и Орлеана.
Кальвин разработал учение об абсолютном предопределении, согласно которому все люди в соответствии с непознаваемой божьей волей делятся на избранных и осужденных. Ни верой, ни делами человек не способен изменить свою загробную жизнь: избранные будут спасены, а осужденные обречены на вечные муки. Кальвин отрицал моральную связь между земной и загробной жизнью и предлагал вместо принципов религиозного аскетизма принципы мирского аскетизма, позволяющего все земные силы человека посвящать трудовой деятельности.
Основным критерием трудовых успехов, согласно Кальвину, должно считаться богатство; обращать его на личные нужды человека - это грех, основное назначение капитала - это его оборот. Трудовые успехи и богатство должны уже при жизни свидетельствовать о избранности человека.
В 1533 г. Кальвин оставляет Париж из-за обвинения к причастности к лютеранству и путешествует в поисках безопасного пристанища.
В 1534 г. Кальвин написал теологический труд, направленный против анабаптизма. В 1536 г. в Базеле было опубликовано его основное произведение "Наставление в христианской вере", в котором дано теологическое обоснование Реформации. Этот труд многократно переписывался и был окончательно завершен в 1559 г.
В 1536 г. Кальвин остановился в Женеве, где стал лидером протестантской общины. Попытки реорганизации церкви, программа нравственного и религиозного перевоспитания жителей Женевы и идея о выборности церковной и светской властей усилили конфронтацию между Кальвиным и магистратом Женевы, и в 1538 г. Кальвин вынужден переехать в Старсбург. В 1541 г. Кальвин вновь вернулся в Женеву, где принялся за организацию новой, простой и дешевой церкви, формирующейся "снизу" на демократической основе.
С этого момента Кальвин становится на позицию строгого соблюдения религиозных и нравственных предписаний и крайней нетерпимости к своим противникам. С 1553 по 1555 гг. Кальвин либо физически уничтожает, либо изгоняет из Женевы всю оппозицию, полностью подчиняет себе городской магистрат, вводит строжайшую регламентацию всей, даже личной, жизни горожан. В Женеву стекаются все преследуемые протестанты из европейских стран. Женева становится духовным центром и оплотом протестантизма. В 1559 г. Кальвин основал в Женеве университет, в котором начал готовить проповедников для всех стран Европы.