The requested URL /system/ex_w.htm was not found on this server.
Эпикур (341 - 270 г. до н.э.) - греческий философ-материалист. Родился на острове Самос в семье афинского клеруха Неокла. Философией начал заниматься с 14 лет. Учителями его были платоник Памфил и сторонник Демокрита Навсиан. Эпикур, первоначально называвший себя демокритовцем, впоследствии стал подчеркивать свою самостоятельность, хотя на самом деле в основу своего учения положил учение Демокрита.
По достижении 32-летнего возраста Эпикур сам стал учить философии в Колофоне, Митилене, Лампсаке, а около 306 - 307 года до н.э. основал в Афинах свою школу.
В соответствии с духом времени Эпикур, разделявший свое учение на три части: канонику, физику и этику, преобладающее значение отводил этике, ибо она, по мысли Эпикура, определяет цель жизни и критерии поведения. Философию в целом Эпикур определял как как деятельность, доставлявшую посредством исследований и размышлений счастливую жизнь. Началом же и концом счастливой жизни Эпикур считал удовольствие. В этом тезисе Этика Эпикура совпадала с этикой Аристиппа, основателя школы гедонистов. Согласно Эпикуру, основные страдания причиняют душе страх смерти и страхи, внушаемые верой в сверхъестественные божественные силы, в бессмертие души и рок.
Основными положениями физики Эпикура являются положения о вечности вселенной. Следуя Демокриту, Эпикур учил, что тела представляют собой соединения или неделимые плотные частицы, из которых образуются соединения. Атомы различаются по форме, величине и весу (различие по весу ввел Эпикур). Эти различия объясняют качественное многообразие вещей. Помимо атомов, есть пустота, существование которой доказывается тем, что без нее не было бы движения.
Помимо физической неделимости атомов, Эпикур признавал математическую неделимость их частей. Существенным отклонением от теории Демокрита было учение о способности атомов спонтанно отклоняться от необходимого прямолинейного движения. Это учение было связано с учением Эпикура о свободе воли. Существование бессметрных богов Эпикур признавал, но решительно отрицал их вмешательство в жизнь вселенной, полагая, что они живут в промежутке между бесчисленными мирами.
В канонике Эпикур различал три критерия истины:
Теория познания Эпикура была строго сенсуалистической. Восприятия он объяснял проникновением в органы чувств образов вещей и считал их, а аткже основанные на них познания, всегда истинными. Заблуждения и ложь возникают через присоединение в мысли к чувственному восприятию того, что не подтверждается или опровергается в чувственном же восприятии.
Эпикуру принадлежит учение о договорном происхождении права.
В учении о языке Эпикур отрицал договорный принцип для начальной стадии образования языка и признавал его для последующих стадий.
Свое учение Эпикур изложил в 300 сочинениях, письмах и беседах. Главным сочинением его были 37 книг "О природе". До нас дошли три письма:
Основные сведения о жизни и учении Эпикура содержатся в 10 книге сочинений Диогена Лаэртского "Жизнь и учения людей, прославившихся в философии".