Древнеинкская религия

История древнеинкской религии

Инкская культура возникла в высокогорных долинах Анд. Переход к земледельческой культуре в этих районах относится к 2500 г. до н.э. Основа сельского хозяйства - маис - распространяется по территории современного Перу около 1400 г. до н.э., а к 900 г. до н.э. появляется его улучшенный сорт. Тогда же создается система искусственного орошения. Этому периоду соответствует религиозно-культурный комплекс в Чавине с главным божеством в образе ягуара или пумы.

Около 200 г. н.э. пред-инкские культуры достигают пика своего расцвета. Эти культуры теократичны, главным божеством в них является животное из породы кошачьих. Богам приносятся человеческие жертвы и появляется интерес к конфигурированию человеческого черепа: с рождения ребенка череп старательно деформируют, и затем на протяжении жизни неоднократно подвергают трепанации. Черепа врагов являются объектом коллекционирования. К этому периоду относится 113-метровый канал Ла Кумбре, существующий по сей день. К этим культурам относились, в частности, Мочика и Наска.

Основание империи инков, относящееся к 1200 г.н.э., приписывается мифическому герою Манко Капаку и его сестрам, обосновавшимся в долине Куско. Государство инков начало активно расширяться только начиная с восьмого императора Виракоча Инка и его сына Пачакутека, унаследовавшего трон около 1438 г. К смерти сына Пачакутека Топа Инка в 1493 г. территория империи имела протяженность около 5000 км.

После смерти в 1525 г. императора Уайна Капака началась междоусобная война между его сыновьями: Уаскаром, обосновавшимся в Куско, и Атауальпой, обосновавшимся в Кито. В результате многочисленных столкновений Атауальпа одержал победу и в 1532 г. был провозглашен императором.

В этом же году на побережье государства инков высадился Франциско Писсаро со 180 солдатами. Атауальпа решил, что Писсаро - это великий бог Виракоча, вернувшийся на землю со своей свитой, чтобы возвестить о конце света. Воспользовавшись этой ошибкой, Писсаро захватил императора в плен и казнил его 29 августа 1533 г., несмотра на собранный Атауальпой огромный выкуп и принятие христианского крещения. В 1573 г. был обезглавлен последний претендент на трон инков.


Идеология древнеинкской религии

Отсутствие письменных источников, созданных самими инками, делает невозможным глубокое изучение их религии. Известно, что в основе религии инков была вера в бога Виракоча, занимавшего центральное место бога Солнца в пантеоне богов. В храмах Солнце было изображено в виде антропоморфных статуй и золотых дисков большого размера.

В государстве инков была разработана сложная иерархическая структура, состоявшая из жрецов (монахов) и дев Солнца (весталок). Во главе иерархии стоял император, приравниваемый к богу Виракоча. Императрица провозглашалась дочерью Луны. Важными божествами считались Пачакамак (бог земли), его инфернальная супруга Пачамама, Иллапа (бог погоды). На вершине церковной организации стоял Великий Жрец, обязательно близкий родственник императора. При Великом Жреце состял совет девяти, члены которого были "инками по привилегии".

Устройство общества инков во всем напоминает утопию. Рассказы о нем, достигшие Европы в начале XVII века, оказали непосредственное влияние на Томазо Кампанеллу и других утопистов.

Важную роль в религиозной жизни инков играли священные предметы "уака". К категории уака могло относиться все, что наделялось сакральными свойствами, в том числе и император.

Храмы не являлись местом для собраний. Ритуалы и жертвоприношения животных и людей происходили на центральных площадях. Ритуальные церемонии носили как искупительный, так и пророческий характер. Жертвами, наиболее угодными богу, считались десятилетние дети, избиравшиеся за их нравственнои и физическое совершенство. Сами жерствы были счастливы попасть непосредственно в потустороннее царство, уготованное исключительно для знати. Человеческие жертвоприношения, однако, устраивались крайне редко.

Жрецы заведовали всем, что касалось здоровья - практиковали как обычную медицину, основанную на травах и минералах, так и лечение болезней путем отсасывания болезнетворных субстанций, хиропрактику, мануальную терапию и хирургию. Инкская хирургия достигла большого уровня, вплоть до трепанаций черепа.