Омото ке (Омото, Учение великой основы)
Синтоистская секта. Основана в 1882 г. Дэгути Нао в провинции Тамба.
Первоначально секта действовала на основе идей и божественных видений Дэгути Нао, синтезировавшей синтоизм, шаманизм и аскетизм.
Фактическим создателем доктрины секты и организатором ее в единое целое стал ее второй руководитель Уэда Кисабуро, интерпретировавший идеи Дэгути Нао в синтоистской терминологии и развивший активную прозелитскую деятельность.
Вероучение секты включает наряду с традиционными для сектантского синто воззрениями и культом идеи буддизма и традиционные народные верования, идеи религиозного целительства и священной одержимости как способа общения с богами. Омото ке проповедует братство как наиболее естественное состояние человека.
Согласно вероучению секты, в конце жизненного пути человечества должна наступить космическая катастрофа, после которой зародится новый мировой порядок , исходящий из центра Вселенной Аябэ. Первоисточником Вселенной является жизненная сила, которая есть бог; существование Вселенной есть проявление этой жизненной силы. Сектанты считают достоверным научный прогресс и научное знание, источником которых является истинный бог.
Культовая практика секты состоит из спиритуальной магии, медитаций, обрядов по изгнанию злых духов в стиле народного шаманизма. Важное значение в культовой практике придается обрядовому трансу, который считается умиротворением души.
В 1923 г. секта Омото ке начала распространять язык эсперанто как средство объединения людей во всем мире.
В 1920 - 1930 гг. секта подвергалась критике властей за пацифистские и капиталистические взгляды. Секта не была официально включена в состав сектантского синто и считалась квази-религией. Негативное отношение к секте во многом провоцировалось ее лидером Уэда Кисабуро, который узурпировал атрибуты императорской власти и вел себя крайне агрессивно и вызывающе.
В 1935 г., после ареста Уэда Кисабуро, секта фактически распалась. Ее деятельность возобновилась лишь в 1942 г., с выходом Уэда Кисабуро из тюрьмы.
Во второй половине XX в. из состава секты выделились секты Сэйте-но Иэ и Сэкай кюсэй-ке.
Руководство сектой наследное. Духовная власть передается по женской линии наследницам Дэгути Нао, политическая власть передается их мужьям, которые считаются духовными наследниками Уэда Кисабуро.
Руководящие центры секты находятся в г.Аябэ близ Киото и г.Камэока. Число приверженцев секты в период ее расцвета в 1920-1930 гг. составляло 2 миллиона человек, к концу XX в. оно составляло 100 тысяч человек.